Рецензия на спектакль Воронежского ТЮЗа «Похождения Чичикова» — нунадоже.ру — отчёты, рецензии, концерты, премьеры Воронежа

Новый спектакль воронежского ТЮЗа «Похождения Чичикова» взбудоражил культурную общественность города.  Казалось бы — Гоголь, «Мёртвые души». Классика. Что здесь непонятного? Но  мнений много: кто-то считает, что режиссёр-постановщик Александр Тарасов оживил сюжет «Мёртвых душ». Кому-то кажется, что постановку вообще нельзя назвать театром, а кто-то уверен, что идея режиссёра раскрыта не до конца. Мне спектакль показался интересным. Но не благодаря режиссёрским задумкам.

Рецензия на спектакль Воронежского ТЮЗа «Похождения Чичикова» — нунадоже.ру — отчёты, рецензии, концерты, премьеры Воронежа

Декораций минимум. Пол, устланный соломой. Крутящийся центр с верстовыми столбами, который служит средством перемещения героев во времени и пространстве. При необходимости на сцене возникают стол и стулья. Пространство спектакля делится на два мира. Первый — тёмный, демонический. Его представляет вся светская братия: губернатор (Сергей Барашов), Дама приятная во всех отношениях (Анастасия Блинова), Дама просто приятная (Кира Ковалёва) и другие. Предводительствует некий «чёрный» человек с длинными синими волосами в белой полумаске (Михаил Кривов). Второй мир — светлый. Его олицетворяет девушка в белых одеждах (Анастасия Ечеина). В начале спектакля «тёмные» и «светлые» делают на Чичикова ставки. Билетик в его пользу вытягивает только светлая сторона.

Рецензия на спектакль Воронежского ТЮЗа «Похождения Чичикова» — нунадоже.ру — отчёты, рецензии, концерты, премьеры Воронежа

Далее сюжет спектакля мало отличается от оригинала: Чичикову, которого сыграл актёр Александр Сидоренко, приходит в голову идея скупки мёртвых душ, он посещает губернатора, Манилова, Коробочку, Собакевича, Ноздрёва, Плюшкина… В ходе спектакля случается задуманное Гоголем: Ноздрёв (Михаил Кривов) выдаёт Чичикова, Коробочка (Анастасия Блинова) добавляет огня. Главного героя арестовывают и приковывают цепью к верстовому столбу — тому самому, возле которого он в самом начале спектакля радовался своей оригинальной идее.

Рецензия на спектакль Воронежского ТЮЗа «Похождения Чичикова» — нунадоже.ру — отчёты, рецензии, концерты, премьеры Воронежа

Чичиков произносит душещипательный монолог: «Да разве я разбойник? От меня пострадал кто-нибудь? А эти мерзавцы, которые бедных грабят, последнюю копейку отнимают у тех, у кого нет ничего? Да, изощрялся! Добывал копейку! Зачем? Хотел в довольстве остаток дней прожить. Хотел иметь семью, оставить что-нибудь детям, которых намеревался приобресть для блага, для службы Отечеству! Кровью, кровью приходилось добывать насущное существование! И всякий раз, когда начинаешь достигать плодов, касаться рукой, вдруг — буря! И сокрушение в щепки всего корабля! Где награда за терпение? Три раза сызнова начинал, всё потерявши. Начинал с копейки, когда другой давным давно уже запил бы и сгнил в кабаке!» Чичиков обещает исправиться, честно трудиться, помогать другим. «Ничего не умею, но все силы брошу! Сам худой христианин, но все силы употреблю, чтобы не подать соблазна! Буду трудиться… Ну что же, в самом деле, ну неужели я ни на что не гожусь?!» В голосе Сидоренко слышно отчаяние. К нему подходит девушка в светлых одеждах. Она предстаёт перед ним как неосуществившаяся мечта, невеста, ради которой Чичиков и пытался провернуть это дело. Во время монолога актёр смотрит попеременно на зал, на неё, на свои руки — он пытается оправдать себя перед всеми, в том числе и перед самим собой.

Рецензия на спектакль Воронежского ТЮЗа «Похождения Чичикова» — нунадоже.ру — отчёты, рецензии, концерты, премьеры Воронежа

Тут как тут «чёрный» человек с товарищами. Они обрывают цепь кандалов, прощают Чичикову все его прегрешения с возмещением ущерба, запрыгивают в воображаемую кибитку и просят его ехать с ними. Девушка безмолвно тянет к нему руки. Чичиков падает на пол и зарывается лицом в солому. В этот момент мне Чичикова жалко, признаюсь честно. Именно в этой сцене создаётся ощущение, что человек этот настоящий, живой, что он искренне раскаивается. Но это чувство держится до тех пор, пока не вспоминаю предыдущие сцены.

Там Чичиков представлен мошенником, который не вызывает симпатии. В меру услужливый, там польщу (губернаторские балы), там носом поворочу (сцена с Ноздрёвым), а тут и себя показать можно (раздражённое скидывание Коробочки со стула). И тут — оп! Раскаяние. Ни в одной сцене до этого Чичиков не показал себя человеком положительным. И его монологу я поверила только благодаря актёрской игре.

Рецензия на спектакль Воронежского ТЮЗа «Похождения Чичикова» — нунадоже.ру — отчёты, рецензии, концерты, премьеры Воронежа

Назову эту постановку собранной. В целом спектакль — это что-то непонятное. По кусочкам же — пальчики оближешь. И за это спасибо Гоголю и актёрам.

Спектакль Тарасова можно назвать камерным — персонажей много, а актёров всего шесть. Каждый из них играет несколько ролей. Так, сыгранный Сергеем Смирновым добродушный Манилов преображается в хмурого Собакевича, Дама просто приятная в исполнении Киры Ковалёвой легко становится дворовой девкой Коробочки Фетиньей, а потом и сгорбленным скрягой Плюшкиным. Лоснящаяся от любезностей жена Манилова (Анастасия Блинова) уже в следующей сцене — причитающая старая помещица Коробочка, а после и Анна Григорьевна — Дама приятная во всех отношениях.

Рецензия на спектакль Воронежского ТЮЗа «Похождения Чичикова» — нунадоже.ру — отчёты, рецензии, концерты, премьеры Воронежа

В каждой роли актёры выкладывались на полную мощь. От текста Гоголя они практически не отступали, но как они воплощали его на сцене! Искренне влюблённые в Чичикова Маниловы, которые никак не могут наобниматься с ним. Коробочка, суетливая причитающая старушка, одержимая страхом продешевить. Собакевич, который искренне ценит каждое достоинство своего мёртвого крестьянина и поэтому долго торгуется с Чичиковым. Бешеная активность Ноздрёва, который то плачет, то смеётся, уговаривая Чичикова не покупать души, а выиграть их у него в шашки…

Особенно хорош Плюшкин, сыгранный Кирой Ковалёвой. У Гоголя первое впечатление Чичикова от Плюшкина таково: «Долго он не мог распознать, какого пола была фигура: баба или мужик. Платье на ней было совершенно неопределенное, похожее очень на женский капот; на голове колпак, какой носят деревенские дворовые бабы; только один голос показался ему несколько сиплым для женщины». Увидев  Плюшкина на сцене — сгорбившеюся фигуру в лохмотьях с квакающим гортанным голосом — я долго не могла разобрать, мужчина это или женщина. До тех самых пор, пока актриса не подняла лица на свет.

Рецензия на спектакль Воронежского ТЮЗа «Похождения Чичикова» — нунадоже.ру — отчёты, рецензии, концерты, премьеры Воронежа

Я посмотрела спектакль дважды, и мне удалось увидеть исполнение ролей в другом составе. Женский коллектив меняется с Анастасии Блиновой и Киры Ковалёвой на Елену Криштопа и Евгению Жукову, а губернатор теперь не Сергей Барашов, а Юрий Овчинников. Игра изменилась вместе с актёрами. Блинова и Ковалёва показались мне более живыми и интересными, действительно превращающимися в каждой роли в других людей. Криштопа и Жукова оставались одними и теми же лицами на протяжении всего спектакля; разве что в разных одеждах. А вот Овчинников показал себя ярче, чем Барышов. Губернатор Барышова был серым эпизодическим существом; у Овчинникова он стал фейверком, время от времени появляющимся в спектакле.

Самое главное — в конце Чичиков всё осознаёт. Но ключевое словосочетание здесь — в конце.

Фото Анастасии Поповой