Воронежский театр юного зрителя, спектакль «Я буду жить!» (фото Антона Попова) — нунадоже.ру

«Я буду жить!» — постановка не новая, но всегда актуальная для своей аудитории — в основной своей массе школьников. Спектакль современный — здесь и элементы шоу, и музыка в стиле рэп, и молодёжный сленг. «Я буду жить» занимает достойное место в репертуаре ТЮЗа. Хоть спектакль идёт не первый сезон, зрители по-прежнему приходят на него и ведут бурное обсуждение в социальных сетях. Это и понятно: в 15-16 лет темы самоубийства, несчастной любви, наркотиков стоят на первом месте. Режиссёр спектакля — Вадим Кривошеев. Он успел заявить о себе работами «Том Сойер», «Сто пудов любви», которые у зрителя пользовались успехом. Спектакль «Я буду жить!» поставлен по заказу Госнаркоконтроля. Но прежде всего это работа, достойная обсуждения. Надо отметить, художник сделал конфетку из того, что было. А материал был скудный — пьеса Данилы Привалова «Пять — двадцать пять» слабоватая. Идею-то драматург заложил интересную — необратимость глупо совершённого поступка, но достойно реализовать её не сумел: мысль обросла банальными подробностями личной жизни героя, которые всё и испортили. Постановка пьесы более глубокая: режиссёр делает акцент не на отношениях героя с девушкой и друзьями, а на его внутреннем мире, на его метаниях и страданиях от того, что совершённый поступок уже необратим.

Воронежский театр юного зрителя, спектакль «Я буду жить!» (фото Антона Попова) — нунадоже.ру

Надо сказать, режиссёр отлично понимает свою аудиторию. Современных школьников трудно порадовать театром. Перед юными зрителями было выложено ну всё, что может их заинтересовать: несчастная любовь, ток-шоу, рэп, состояние молодых людей под наркотиками. Художник внёс некоторые изменения в пьесу, чтобы заинтересовать зрителя ещё сильнее. Например, в ток-шоу «Новая жизнь», главным героем которого оказывается Коля (Василий Марков), ведущие не сами Бог (Андрей Лунев) и Чёрт (Михаил Кривов), а их ассистентки — привлекательные длинноногие девушки (Кира Ковалёва и Елена Дахина). Таня (Екатерина Грецова) вплоть до последней сцены в разговорах с Колей держится несколько отстранённо — что добавляет трагичности и не смещает внимание зрителей с Коли на неё: он остаётся центральным персонажем на протяжении всего спектакля. Естественно, весь приваловский мат вырезан — хотя вряд ли бы что-то изменилось, если бы школьники его услышали.

Воронежский театр юного зрителя, спектакль «Я буду жить!» (фото Антона Попова) — нунадоже.ру

Понравилось оформление сцены. Разбросанные сломанные стулья, казалось, принадлежали людям, совершающим самоубийство — они как бы ломают под собой стул, опору. Старое пианино в углу напоминало о чём-то забытом и утраченном. Реалистичной была яма, в которую прыгал и из которой выпрыгивал Коля, переходя из одного мира в другой. На протяжении спектакля звучит знакомая и близкая сердцу аудитории музыка — Дельфин. «Тишина… тсс… тихо, тихо, тихо, тишина». Музыка как нельзя лучше гармонирует с образом главного героя: взъерошенный, нервный, эмоциональный, постоянно в надрывном состоянии. Василий Марков, кстати говоря, приятно меня удивил. Буквально за неделю до просмотра «Я буду жить!» я видела его в роли Жадова в «Доходном месте» Камерного театра. Перевоплощение просто потрясающее — из интеллигентного утончённого мужчины он превратился в истеричного парня, потерянного в жизни. Моя подруга, посетившая оба спектакля вместе со мной, не узнала его и долго не верила в то, что перед ней один и тот же человек, пока программку не посмотрела. Особенно выразительной игра Маркова была в сцене трансляции его телефонного разговора с Таней. Она выходит на сцену, звонит ему, ходит с ним рядом, нервно курит — Коля видит её, зовёт, мечется рядом с ней — но изменить не может ничего. Высшие силы в спектакле представлены циничными и веселящимися фигурами — они как бы смеются над людьми, которые теряют свои жизни по глупости. И Бог, и Чёрт ведут себя так же, как люди. Никаких бород и копыт; они в смокингах, с чувством юмора, с чисто человеческими потребностями. Кто из них светлый, а кто тёмный, понятно только по одежде — ведут себя герои совершенно с одинаковой долей иронии и без всяких тёмных/светлых замашек. Делается акцент на том, что мы созданы по образу и подобию Божьему.

Воронежский театр юного зрителя, спектакль «Я буду жить!» (фото Антона Попова) — нунадоже.ру

Коля — персонаж, лишившийся жизни по своему желанию. История трагическая. Более того, она вызывает ужас. Человек убил себя и осознал, что сделал это зря. А уже ничего не изменишь. Эта фраза — «ничего не изменить, ты всё равно прыгнешь!» повторяется со сцены несколько раз, словно мантра, и от этого становится жутко. «Как ты оказался на крыше?» — спрашивает Чёрт главного героя. «Не знаю… Ноги принесли». Вот и причина: ноги принесли. Ноги принесли, я и сбросился. Из-за такого бездумья и происходит большинство самоубийств среди подростков. Вот где настоящая беда — в том, что это происходит не только на сцене, но и в жизни, причём довольно нередко. Не случайно Вадим Кривошеев назвал спектакль не «Пять — двадцать пять», а «Я буду жить». Монолог Пандуса в конце звучит в зал, как обращение: «А я буду жить! Несмотря ни на что!», потому перед глазами пример Коли, который бездумно лишил себя будущего. Опять же, с чего всё начиналось — наркотики. Способ уйти от действительности в забытьё. На время. А потом и они, видимо, помогать перестали. Вот и результат — уйти насовсем. «Такие, как я, не живут», — говорит Коля. А кто в этом виноват?

Воронежский театр юного зрителя, спектакль «Я буду жить!» (фото Антона Попова) — нунадоже.ру

В спектакле упоминается слово «мать». Один раз. Вернувшись на землю, Коля хочет проведать её. «Она меня не узнает, наверное, хоть издалека посмотрю». Вспомнил о матери. Вовремя. Когда с крыши прыгал, маловероятно, что маму помнил. Если есть человек, ради которого стоит жить, это уже очень весомый аргумент не делать глупостей. Дело даже не в самоубийстве. Дело в том, что совершено глупое, необдуманное действие, которое привело к трагедии. Человек сдался. И сдался задолго до самоубийства.

Фото Антона Попова.