24 января в творческой мастерской «Колесо» Наталья Байрак закатила ну очень душевный квартирник. Атмосфера кафешки — уютная, на полу — пуфики, на пуфиках — куча слушателей совершенно разных возрастов, а на слушателях — улыбки. Если честно, не ожидала такого эффектного вечера. С Натальей и её творчеством раньше знакома не была, вот и подумала — очередной квартирник очередного барда, на котором собралась куча его друзей и только… Я была уверена в том, что хорошая авторская песня умерла вместе с Веней Дркиным. Оказалось, нет.

Потрясающе простые и вместе с тем меткие, словно дротики в опытных руках, слова, льющиеся под чудесную музыку. Сейчас скажу банально — её песни от сердца.

— Это называется авторская песня, — обозначает Наталья свой стиль. — Стихи, для которых средством выразительности является музыка. Она как бы помогает стихам. Да, там есть и элементы фолка, и элементы джаза. Понимаете, если говорить, что блюз — это только то, что играл Мадди Уотерс — это уже будет не верно. Музыка меняется вместе с течением времени. Всё смешивается. Мы готовим салат «оливье» с крабовыми палочками — в этом нет ничего страшного, и никого не волнует, что пару веков назад его готовили из раковых шеек и омаров.

Музыка Натальи действительно вобрала в себя не один стиль — тут вам и фолк, и джаз, и элементы романса. Бардом себя назвать она не стесняется:

— Дело в том, что когда люди говорят слово «бард», у них сразу возникает ощущение дырявых носок, прожжённых сигаретами свитеров, пальцев, пахнущих сосисками и ненастроенной гитары с железными разноцветными струнами. На самом деле это не так — авторская песня эволюционировала, расширилась и вобрала в себя много разных направлений. Меня всегда раздражает, когда люди, которые начинают зарабатывать авторской песней, говорят: «Ну я же не чистый бард, я бард и немножко джаз…» Но это уже и есть бард, и не стоит так этого стрематься — в здесь нет ничего постыдного.

Я уловила мотивы Вени Дркина и Хелависы из группы «Мельница». Наталья смеётся:
— Вам так показалось, потому что мы с ними в одной музыкальной среде. С Веней я была немножко знакома, мы выступали на одной сцене, но его музыку я никогда не играла. Мельницу я тоже не пела — у меня даже диска её никогда не было. Поэтому это просто совпадение.

У неё есть песни и на английском языке — по образованию она лингвист и много лет занимается английским. В перерывах между пением Наталья вела с публикой постоянный диалог — рассказывала о том, как родилась та или иная песня, отвечала на вопросы, предлагала «пошуршать» — налить себе чая, который в «Колесе» предоставлен в количестве неограниченном.

Поразила разношёрстность слушателей — далеко не все присутствующие были воронежцами. Одна компания кивает на своего друга, прощаясь с Натальей:
— Он в Воронеже впервые, и главное, что мы могли показать ему — вы.

Объединяло всех этих людей любовь к творчеству Натальи и твёрдое желание оттянуть момент, когда квартирник закончится. После двух часов песен под гитару и чтения вслух стихов Наталья говорит, что ещё две последние песни и всё. А потом ещё две последние песни. И ещё одна.
— Вам, что, не нужно домой? Есть, спать, учить уроки с детьми, — шутит Наталья. Из зала отвечают, что все здесь свободны до утра. Заканчивается вечер коллективным приобретением дисков певицы с автографами на память. Одна женщина просит подписать ей поздравление с днём рожденья.
— А когда у вас праздник? — любопытствует Наталья.
— Сегодня, — улыбается именинница.
— Как же вы такой вечер на меня потратили…
— Это был лучший подарок.

Пользуясь случаем, я спросила у Натальи, влияет ли как-то на продажу дисков то, что все её песни есть в свободном доступе в Интернете.

[quote style=»1″]— Нет, наоборот, хорошо, что люди могут слушать мою музыку в сети. Люди покупают диски не потому, что им негде больше услышать песни — им это дорого как память. Диски никто не слушает сейчас — разве что автомобилисты. Я с таким же успехом могла бы принести вам аудиокассеты и всё равно бы их, наверное, раскупили.[/quote]

Напоследок Наталья призналась, что классно было бы собрать группу. Но всех этих людей нужно собрать, а времени сейчас у всех мало — взрослые, занятые. Одной по концертам и квартирникам ездить проще — выбираться легче.