«Она сказала «Не скучай», садясь в невидимый трамвай» — с этих слов из песни «Волшебница» начался необычный концерт Василия Шумова, лидера культовой группы Центр. Команда эта уникальна тем, что всегда опережала своё время: первая в Советском Союзе на пике популярности хард-рока начала играть «новую волну»; через десять лет Шумов на закате перестройки одним из первых эмигрировал в США и занялся там электронной музыкой; наконец, вернувшись на Родину, Василий не стал почитать на заслуженных лаврах, а начал активно участвовать в политической жизни страны: собрал участников для оппозиционного «Белого альбома», негласно протестующего против нынешней власти и записал ряд песен, так или иначе затрагивающих политические проблемы общества. Последний на сегодняшний день диск группы двойной и носит название «Мне хорошо»: в первой её части Шумов и его команда продолжают играть музыку протеста, а во второй воспевают имидж русского интеллигентного алкоголика: чуть ли не каждая песня — манифест бухлу. Положительно относясь к новым творениям Центра, я всё же опасался, что Шумов будет чересчур активно внедрять свои новые идеи воронежским слушателям, ждавшим его большее двадцати (!) лет (в перерыве между песнями музыкант признался, что в последний раз был в Воронеже в 91 году «в каком-то ДК»). Но мои опасения, к счастью, оказались напрасными: порция новых песен оказалась весьма символической, а приоритет был отдан известным композициям. Итак, поехали: 25 января, «Наша среда обитания», Василий Шумов с программой «Электроакустика».
Концерт задержался на один час и восемь минут — по слухам, музыканты кушали. В начале девятого Василий Шумов и его клавишник появились на сцене и сходу зарядили вышеупомянутую «Волшебницу» — хит, относящийся к самому началу 80-х. Поздравив воронежских зрителей со всеми праздниками (а их на 25-е число выпало целых три), Шумов продолжил в том же ностальгическом ключе: прозвучали «Лаборатория для фото» и «Комиссия».
Все опусы сопровождались дружеской поддержкой зала (зрителей, к слову, было неожиданно мало для группы такого уровня). Далее последовала песня про «Ты-физический, а я — химический» — хит Центра середины 90-х. Мягко играя на полуакустической гитаре, звук которой мощно поддерживался звуками фирменных «центровских» клавиш, Шумов достиг эффекта «полуакустики» — вроде не такой уж сильный упор на электричество, но и творческим вечером под гитару действо тоже назвать не получается.
Ближе к середине Шумов провёл первый из обещанных конкурсов, главным призом в котором был диск с новыми песнями Центра. Первая викторина была посвящена лучшему внешнему виду алкоголика — Шумов продолжает гнуть линию последнего альбома и предлагает зрителям предстать в виде, в котором можно завалиться после концерта под стол и проспать до утра. Конкурс был заслуженно выигран изрядно подвыпившим мужчиной за 30, которому и была вручена новая пластинка. А продолжил дуэт несколькими старыми хитами — «Алексеев» и «Человек».
Затем пришло время и для свежих композиций, среди которых особо стоит выделить «Танец пуделя» — «песню про прислужников», как охарактеризовал её сам автор. Вечер завершился миксом из старых и новых вещей: «Было-сплыло», «Жалобы», «Работай», «Горизонтальные люди» (за неё — отдельный респект; медленный танец явно удался), «Тургеневские женщины»… Посреди всей этой мешанины Шумов провел ещё один алко-конкурс, на сей раз посвящённый самому пьяному танцу. Перец признался, что подобные розыгрыши регулярно имеют место на московских концертах группы Центр, поэтому вдвойне приятно то, что Василий в каком-то смысле не обделяет наш город своими фишками. После концерта была небольшая автограф- и фотосессия со всеми желающими, которая длилась, увы, недолго — музыкантов ждал поезд на станции «Придача».
В целом концерт произвел очень сильное впечатление. Обидно, что не было «Навсегда» и «Привет тебе» — песен, без которых Центр представить ну никак уж нельзя; но что поделать — хозяин-барин, как говорится. Несмотря на это, обилие старых хитов в совокупности со свежими околополитическими-околоалокогольными боевиками доставило искреннюю радость большинству собравшихся в НСО (последним стоит выразить отдельный респект за то, что привезли столь редких музыкальных птиц в столицу Черноземья). Как я уже обозначил выше, предыдущий концерт Шумова в Воронеже был в 91-м, поэтому очень хотелось бы надеяться, что Центр не будет продолжать традицию появления в Воронеже раз в 21 год и не станет откладывать повторный визит к нам до 2035-го. Ведь кое-чего мы так и не услышали.
отзывов (3)
Наблюдатель пишет:
25 Фев 2013
«…вдвойне приятно то, что Василий в каком-то смысле не обделяет наш город своими фишками.»
Ещё он не обделяет наш город своим столичным снобизмом. Ну а танцующие и ревущие в экстазе медведями дядьки подливают маслица в огонь. Для меня стало открытием, что на концертах столь эстетской группы часть публики будет выражать свой восторг, будто они на какой-нибудь «КиШ» пришли. Я выделил три типа людей, помимо самой обслуги бара: типа хипстеры, типа интеллигенция (оба слова и значения их отвратительны, так что не имеет разницы), и этой хипстелигенции было превалирующее большинство. Потом — ностальгирующие дяди, которые слушали «Центр» «еще тогда», «еще вон когда», и им важна скорее их безвозвратно ушедшая юность, нежели перегруженное аллюзиями на французских символистов, нуар и прочим, творчество Василия Шумова. Ещё были люди, которые почувствовали себя не в своей тарелке, потому как представляли себе концерты Василия иначе. Все эти популистски-плебейские дела (пьяные конкурсы), плохо прикрывающие презрение Василия к собственной же публике не очень гармонируют с актуальной музыкой и месседжем, который всё-таки там есть. Всё-таки не «Чиж» какой-нибудь, ребята.
Короче — не по фен-шуЮ. Ага.
Наблюдатель пишет:
25 Фев 2013
А то, что Шумов с музыкантами жрал там в гримёрке, так это никакие не «слухи». Хруст долетал аж до правого берега.
alexpox пишет:
18 Июн 2013
да не ходите на концерты и не отравляйте себе нервы