Трио Анджея Ягодзинского в Воронеже — нунадоже.ру — отчёты, рецензии, концерты, премьеры Воронежа

Музыка говорит о том, о чём словами рассказать нельзя. И до сегодняшнего дня никто из учёных не смог определить, почему определённые созвучия вызывают слёзы или радость у людей. Самыми чувственными композициями всегда считались импровизационные, через них люди могут выразить то, что внутри, без слов, причём, с помощью музыки это получается наиболее понятно и правдиво. Чтобы доказать это, организаторы проекта «Джазовые сезоны» продолжают приглашать гостей.

Трио Анджея Ягодзинского в Воронеже — нунадоже.ру — отчёты, рецензии, концерты, премьеры Воронежа

На этот раз Воронежский зал филармонии освежился необычной, не привычной ему музыкой Шопена, а её джазовой интерпретацией в исполнении польского трио Анджея Ягодзинского. Его мелодика и гармония — это импровизация, которая не нарушает характер и построение данной музыки. Участники ансамбля стараются импровизировать так, как, по их мнению, импровизировал бы сейчас Шопен.

Прозвенел третий звонок. По рядам пробегает тишина. Зал встречает аплодисментами ведущего знаменитого московского джазового критика Михаила Михайловича Митропольского. Михаил делится своим искренним восхищением и представляет каждого из участников трио.

Трио Анджея Ягодзинского в Воронеже — нунадоже.ру — отчёты, рецензии, концерты, премьеры Воронежа

И вот на сцене появляется человек и резво направляется к ударной установке. Это сам Чеслов Бартковский. За ним следует Адам Цегельский — аккомпанирующая партия джазового баса, исполняемая на акустическом контрабасе. И наконец, сам Анджей Ягодзинский садится за рояль и нежно касается клавиш. Кто бы мог подумать, что Чеслов Бартковский весной этого года празднует своё семидесятилетие. Играет он невероятно, в его руках чувствуется мощь и экспрессия. Его ритмический пульс прерывается неожиданными живыми паузами. «Да он рокер!» — послышался восхищённый шёпот из зала.

Трио Анджея Ягодзинского в Воронеже — нунадоже.ру — отчёты, рецензии, концерты, премьеры Воронежа

Музыка первого отделения подействовала на нас релаксирующе. Прозвучали самые известные ноктюрны и полонезы Шопена. Я отвлеклась от суеты, полностью расслабилась и мысленно улетела. Во втором акте к трио присоединилась Агнешка Вильчиньская. Широкий диапазон её голоса позволил ей чувствовать себя комфортно при исполнении как обычных джазовых стандартов, так и протестантских песен по мотивам гимна Мартина Лютера «Твердыня наша». Кокетливая улыбка и чуть ломаная русская речь Агнешки делали её образ забавным и милым, несмотря на всю серьёзность исполняемых песен. Но всё же должна признаться, что первое отделение мне было ближе, чем втрое. Может, потому что их собственная композиторская мысль была немного скромнее, чем мелодия и гармония Шопена, на которой основывались произведения первого отделения.

[quote style=»1″]Музыка Шопена оставляет много места исполнителю. Нужно научить молодых людей играть эту музыку так, как будто это их музыка.

А. Ягодзинский[/quote]

Трио Анджея Ягодзинского в Воронеже — нунадоже.ру — отчёты, рецензии, концерты, премьеры Воронежа

[quote style=»1″]Импровизируя на какую-либо тему исполнитель показывает своё виденье музыки, и неважно, на сколько он талантлив, а важно, что он играет свою внутреннюю музыку

А. Ягодзинский[/quote]

Трио Анджея Ягодзинского в Воронеже — нунадоже.ру — отчёты, рецензии, концерты, премьеры Воронежа

На следующий день после концерта в книжном клубе «Петровский» был организован мастер-класс. В небольшом уютном зале с хорошей акустикой Анджей Ягодзинский делился секретами своего творчества. По его словам, важно именно выражение личности музыканта, а выбранная тема может быть любая. Музыкант рассказал подробнее о том, что его подход к музыке Шопена несколько отличается от других исполнителей. Поделился необычными фактами из истории импровизации, исполнил пару ноктюрнов, а также по просьбе одного юного зрителя — Этюд №9 для фортепиано соль-бемоль, соч. 25 («Крылья бабочки»).

Трио Анджея Ягодзинского в Воронеже — нунадоже.ру — отчёты, рецензии, концерты, премьеры Воронежа

В этом году трио отмечает сразу три юбилея: 60 лет Ягодзинскому, 70 лет Бартковскому (барабанщику) и 20 лет с тех пор как их трио играет вместе. Анджей сказал, что они собираются играть ещё как минимум лет двадцать.

Как вы пришли к музыке? помните ли первое знакомство с фортепиано?

Я не пианист по образованию, у меня нет диплома пианиста, я валторнист. Ну как наверняка вы знаете, все музыканты должны уметь играть на фортепиано, есть общий предмет. Когда я учился, оказалось, что фортепиано мне подходит больше, чем валторна. Но тем не менее, я получил музыкальное образование по классу валторны, а на фортепиано играл периодически для себя и в джазовых ансамблях, там где не было обязательным владение классической техникой.

Играете ли на валторне сейчас?

Сейчас уже нет. Довольно недолгое время после того, как окончил институт, играл в ансамблях и на валторне, и на фортепиано.

Изменились ли пристрастия к музыке с течением времени?

То, что я играл на валторне и в симфонических оркестрах, дало мне очень многое: большой опыт восприятия классической музыки. Возможно, это и было причиной того, что я соединил классику и джаз в своём творчестве уже позже. Иногда мы играем с участием классических оркестров — моё джазовое трио с симфоническим оркестром. Всё это очень интересно для нашего ансамбля.

Как вы считаете, такая музыка больше интересна любителям классического направления или экспериментального?

К сожалению, я должен сказать, что классическая музыка — это музыка для элиты, джаз тоже для элиты, поэтому соединение классики с джазом слушает элита элит.

Трио Анджея Ягодзинского в Воронеже — нунадоже.ру — отчёты, рецензии, концерты, премьеры Воронежа

Как классики относятся к вашему творчеству?

Наш ансамбль существует 20 лет и двадцать лет назад мы выпустили наш первый альбом. Это был шок для классиков и для нас тоже. Потому что было неизвестно, насколько можно позволить себе трансформировать Шопена. Сегодня с течением многих лет выясняется, что многое можно изменить, но Шопен всё равно останется Шопеном. В течение 20 лет также менялось мнение представителей и любителей классической музыки о том, что мы делаем. Все участники трио и вокалистка, мы преподаём на факультете джаза, мы прекрасно знаем об этом отношении, поскольку ежедневно встречаемся с классиками. Для них это такое «свежее дыхание», «порыв». Они, например, слышат, что мы исполняем какой-то фрагмент и понимают, что благодаря джазу он может звучать иначе и каждый раз по-разному и для них для них это своего рода импульс, чтобы не вариться в собственном соку всё время. И со стороны классиков как раз доходят такие мнения, мы влияем на интерпретацию Шопена, и те, кто играет классическую музыку могут благодаря нам, у них появляется возможность чуть-чуть по-другому посмотреть на него.

Почему выбрали именно классику Шопена? Что особенного видите в его музыке?

Это конечно личное, поскольку Шопен — это наша польская традиция. Существует, конечно же, много других польских композиторов, но Шопен — один из столпов мировой классической музыки. В моём случае, поскольку я поляк — это должен был быть Шопен.

Трио Анджея Ягодзинского в Воронеже — нунадоже.ру — отчёты, рецензии, концерты, премьеры Воронежа

Как вы оцениваете восприятие музыки российской аудиторией?

Вообще, публика на востоке (т.е. Россия, Польша, Украина) иначе воспринимает музыку, чем люди в западных странах. Так как славянская музыка Шопена, Чайковского, Рахманинова отличается от западной музыки Бетховена, Баха и т.д. Мы, славяне, предпочитаем слушать Чайковского, потому что тогда что-то в душе у нас начинает играть. Нам нравится играть для публики в этой части Европы, потому что она чувствует нашу музыку всем сердцем. И музыка, которую мы здесь играем, она не должна быть фейерверком, самое главное — затронуть эмоции.

Каким вам представляется человек будущего? Какое место музыка будет занимать в сознании людей лет через 200-300?

Я бы хотел, чтобы музыка в будущем занимала хотя бы такое же место, какое она занимает сейчас, но должен отметить, что экспансия компьютеров наносит довольно большой вред, и неизвестно, как это всё будет развиваться. Это всё просто невозможно предвидеть! Потому что в жизни самое главное — это человек, его эмоции. У компьютера этого нет, и у него никогда этого не будет, даже у самого лучшего. Хорошо было бы, если бы люди всегда исполняли музыку.

Трио Анджея Ягодзинского в Воронеже — нунадоже.ру — отчёты, рецензии, концерты, премьеры Воронежа