«Выход» — легендарная группа: об этом коллективе мало что известно, в основном о нем ходят легенды, а лидер команды, Сергей Селюнин, — один из самых недооцененных авторов в отечественном рок-н-ролле. Андрей Макаревич в воспоминаниях о Майке Науменко как-то заявил, что, мол, напрасно мы доверяем истории право выбирать кого оставлять в веках, а кого нет: помним гениального Высоцкого, но не помним не менее гениального Галича, например. То же самое можно сказать применимо СиЛе: даже люди, далекие от рок-музыки знают «Настоящего индейца» и «Человека и кошку» Федора Чистякова, но при этом даже более-менее бывалые меломаны с трудом назовут хотя бы одну композицию Селюнина, хотя по духу «Ноль» и «Выход» удивильно похожи. Тем не менее, СиЛя на судьбу не жалуется: дает по двадцать концертов в месяц в небольших клубах, собирая немногочисленную, но преданную аудиторию, а любые творческие застои и неудачно объясняет лаконично и ясно: «Не прёт». 26 апреля в арт-баре «Наша среда обитания» состоялся концерт лидера группы «Выход» Сергея «СиЛи» Селюнина.

Народу в зале немного; в основном люди «за 30». «As tears go by» вечнозеленых «Rolling Stones» в Силиной версии открывает концерт. (Забегая вперед отмечу, что авторские композиции группы «Выход» на протяжении всего концерта будут перемежаться с классикой мировой рок-музыки — песнями «Doors», Боба Марли, Джона Леннона и многими другими). Вслед за песней «роллингов» звучит целый блок Силиных хитов: «Врубись», «Послеобеденный сон», «По кайфу», «Счастье по самые уши»… Неброско одетый, тихо и скромно общающийся с залом Селюнин производит впечатление настоящего кочующего музыканта: таким бы был Боб Дилан, если бы до пятидесяти лет продолжал перемещаться в прицепных вагонах поездов (Дилановская «All along the watchtower», к слову, прозвучит ближе к финалу). Силя хоть и перемещается по стране в нормальных условиях, однако пафоса и «звездности» в нем нет ни на грамм. Сложно поверить, что легенды бывают такими «земными».

Далее по программе следует «тематичсекий животный блок» — Силя исполняет две песни про слона и великолепный трогательный реггей «Не плачь, бедное животное». Программа продолжается «страшилками» — так Силя окрестил «Юную кровь» и «Семь волков». Мажорный регги сменяется стилизацией под вальс, за бодрым рок-н-роллом следует пародия на ирландскую «джигу». Вообще, конечно, в случае с песнями Сили любые обозначения более чем условны: любая его композиция — это прекрасный коктейль из тонкного стеба, душевности и добра. Последний этитет лучше всего подходит для определения того, что делает этот человек — мало в нашем роке по-настоящему добрых и светлых песен, не замутненных пафосом и пресловутой русскорочной «идеей».

Когда становятся понятно, что выступление приближается к финалу, зрители начинают просить любимые песни из тех, что ещё не прозвучали; некоторые из этих заявок Силя с радостью выполняет, некоторые вынужден отклонить, ссылаясь на неважную память. Тем не менее, звучит ещё одна порция силиного best’а: «Дон Педро Гомец», «Катилось колесо», «Как у речки», «Бугор» — замечательный набор ушедших в народ песен: распевая их в компаниях, далеко не все знают, кто их автор. Силина искренность и задушвность не знает границ: внимательно слушая концерт, проникаешься этим простым и скромным человеком, сумевшим создать шедевры русского рока, хоть и искать их порой приходится в архивах, а не на передних стеллажах.

Свой первый концерт группа «Выход» сыграла в обойме с малоизвестной в те годы группой «Кино». Лидер «Кино» нынче возведен чуть ли не в ранг святого, в то время как лидер «Выхода» признается, что денег ему хватает только на съемную квартиру и на еду. Может быть, действильно история несправедлива? Или, может быть, Силю просто «не перло» на волне перестроечного рока? Гадать можно долго, но имеет ли это значение? Свою нишу в отечественной музыке Силя давно занял; несмотря на внешнюю «простоватость» его песен и зачастую незамысловатые аранжировки критики причисляют группу «Выход» к разряду элитарных, а Силю — к одному из самых ярких отечественных рок-поэтов. Нужно ли чего-то большего, когда у тебя и так всё есть? Или может самое время делиться тем, что есть, чтобы не лопнуть от счастья, как один из героев силиной песни? Сергей Селюнин, судя по всему, сделал свой выбор. И ещё. Силя — по-хорошему скромный человек. А скромность, как говорится в одной японской пословице, — украшение мудрости. И этим все сказано.