Иван Максимов дал мастер-класс в Воронеже, отчёт из книжного клуба "Петровский", фото Ирины Туркулец

16 марта в воронежском книжном клубе «Петровский»в рамках БФМ известный российский мультипликатор Иван Максимов дал мастер-класс «Как придумать мультфильм: стимуляция воображения без химии». Ну как мастер-класс — больше всего это походило на пресс-конференцию. Только вместо толпы журналистов — толпа любителей анимации.

Ивана Максимова можно узнать по мультикам «Болеро», «Школа», «Длинный мост в нужную сторону» и так далее. Чаще всего никакой особой смысловой глубины его работы не несут. А ещё чаще они не имеют смысла вообще. Его персонажи — странные существа с длинными хоботами, хвостами и вообще неординарными конечностями. Они живут в каком-то непонятном мире, дурачатся, хохочут, играют. Иногда герои не выдуманы им самим, а просто преобразованы, как, например, в мультике «Дополнительные возможности Пятачка» — мультяшный поросёнок имеет длинный нос, которым может надувать шары, просто цепляя их за пятачок. И казалось бы — аниматоров, делающих бессмысленные мультики, полным-полно, чем Максимов лучше? А Максимов выбивается из этого ряда своим неповторимым стилем и почерком. И других этому учит — сначала во ВГИКе, а теперь в своей школе «Перимульт».

Мастер-класс Максимова отличался от предыдущих (Скворцовой, Березовой): мини-мультики с использованием красок и карандашей никто не делал. Иван решил в течение трёх часов просто отвечать на вопросы пришедших. Последних было много — пришлось даже дополнительные стулья ставить, которых, впрочем, всё равно не хватило. До конца продержались не все, но большая часть всё же осталась, и разговоры о мультипликации плавно перетекали в дискуссии о религии, поездах, путешествиях и о том, что лучше помогает уснуть — коньяк или снотворное.

Иван Максимов дал мастер-класс в Воронеже, отчёт из книжного клуба "Петровский", фото Ирины Туркулец

В цветной рубашке, с косичкой — Иван словно только что вышел с фестиваля «Пустые холмы». На все вопросы отвечал просто, искренне, без долгих размышлений и канцеляризмов.

— Почему у вас нет полнометражных лент?

— Я занимаюсь короткометражной анимацией. Если мои мультики будут длиться больше десяти минут, это утомит зрителя. В полнометражном фильме время компенсируется развитием сюжета, экшеном — такое можно смотреть не только полтора часа, но и целых три. А я не могу дать гарантии, что вторые десять минут моего фильма будут такими же качественными, как и первые.

— В ваших фильмах часто встречается образ воды, что это символизирует?

— Ничего. Это просто вода, она ничем не отличается от других элементов природы; я также изображаю деревья и скалы, и ничего это не значит. Когда бываешь на природе, то любишь всё вокруг — реку, сосны, ветерок — и хочется постоянно об этом напоминать. У меня вообще нет никаких знаков и символов — они для меня камень преткновения. Конечно, всегда интересно узнать, что и как, но когда речь идёт о гармонии и красоте, то я не хочу портить их смыслом.

— Как рождается идея мультфильма?

—Когда мы с друзьями начинали заниматься анимацией в институте, нам в голову вообще ничего не приходило. Единственное, что мы могли сделать — взять книгу и написать по ней сценарий. Но нужно было придумывать — этому мы учились на парах, постоянно выполняя упражнения на фантазию. Так у меня получилось «Болеро» — абсолютно бессюжетное действо. Нельзя запланировать, что ты найдёшь корень, похожий на лапу зверя — ты можешь найти его только случайно.

— Почему Вы не делаете мультфильмов в другом стиле?

— Не хочу себя ломать. Мне приходят в голову картинки и сюжеты, и я их иллюстрирую. Не все зрители понимают мои мультфильмы — так всем и не угодишь. А я хочу заниматься тем, чем занимаюсь.

— Как стимулировать своё воображение без химии?

— После того, как я придумал «Болеро», мне ничего в голову не приходило. Оставалось только и придумать способ придумывать. Самый простой способ — экранизировать рассказы и анекдоты. Второй — воплощать свои музыкальные ассоциации. Когда я слушаю какую-нибудь песню, то всегда представляю, как её можно нарисовать. От музыки ассоциации возникают всегда — если нет, то значит, что-то не так либо с музыкой, либо с головой. Третий способ — придумать любимого персонажа, за которым самому интересно наблюдать. Это вроде как хомячка в зоопарке — работать с ним приятно и интересно. Четвёртый — уделить внимание фону: придумать пространство и населить его всякими разными существами. Из этого сам собой может получиться какой-нибудь сюжет. Пятый — создать трудности, которые будет преодолевать герой. Это может быть ветер, дождь, туман. В мультфильме «Нити» у всех моих персонажей была верёвочка, и это добавляло остроты в их жизнь. Например, ниточка цепляется за гвоздь — это уже повод для драматической перипетии. Следующий вариант — «бусы». Когда в голову автору не приходит ничего цельного, а просто кусочками лезет всякая ерунда. Тогда эту ерунду можно собрать, нарисовать и экранизировать — похоже на сборный концерт, где артисты выходят по очереди. Кайф в том, что номера можно выкидывать, заменять и менять местами. В любом случае, надо тренироваться. Со своими студентами я упражняюсь так: даю им два слова, никак между собой не связанных, например, гвоздь и свитер, птица и лук, а они рисуют то, что им приходит в голову. А мысли обычно рождаются по ходу, это импровизация. Можно сделать целый мультфильм из одного выражения лица персонажа. Это такой простор — что человек думает, видит, представляет!

[quote style=»1″]…большинство мультфильмов на различных фестивалях — иллюстрация авторского невроза.[/quote]

— Расскажите о том, что мотивирует на творчество.

— Мотивация может быть разная. Первая — графомания, когда человек рисует постоянно и всё подряд, и не может не рисовать. Вторая — деньги, и она распространена более, чем первая. Третья — внутренние проблемы и переживания аниматора. Очень часто её можно встретить среди авторской анимации — большинство мультфильмов на различных фестивалях — иллюстрация авторского невроза. Четвёртая — изготовление подарка. Последняя для меня наиболее актуальна: когда графомании уже нет, хочется постоянно делать подарки зрителю, это приятно и интересно. Иногда можно внести дополнительную смысловую нагрузку, как в фильме «Длинный мост в нужную сторону» — это я называю пожеланием к подарку. Вообще я делаю мультики для того, чтобы поделиться своей огромной любовью со зрителями.

— Когда Вы находите свои ролики на торрентах, как Вы к этому относитесь?

— Так я сам их туда и выкладываю. Я против авторского права и политкорректности. А ещё я против торгашей: надо изгонять торгующих из храма. Я, как служащий храму искусства, не хочу, чтобы в нём присутствовал кто-то, кто чем-то торгует, в том числе и собой.

По итогам встречи было понятно — перед нами самодостаточный человек, который любит своё дело, не гонится за какими-то псевдоценностями и не стесняется своих убеждений. Только есть ли смысл создавать что-то, что зачастую смысла не имеет? Иллюстрация неповторимых образов из головы — это, конечно, интересно, но наш зритель и так избалован бессмысленным кинематографом. Пора учиться думать.

Фото Ирины Туркулец.