The_Retuses_Ira_Atari_100ru_Voronezh_nunadozhe.ru

В субботу, 16 марта, «Сто ручьёв» сделали отличный подарок любителям качественной музыки. На сцене клуба выступили The Retuses, номинанты на самую престижную независимую российскую музыкальную премию «Степной волк», курируемую самим Артемием Троицким, и Ira Atari, многообещающая певица из Германии, представительница немецкого электронного лейбла Audiolith, нашедшая время для проведения небольшого сета в Воронеже после концерта в московских «16 тоннах».

Надо сказать, что концерту в «Ста ручьях» предшествовала некоторая маркетинговая коллизия. Цена билета на концерт в предпродаже была установлена на уровне 300 рублей, при этом на входе в день концерта планировалось продавать билеты по 500 рублей. Но, видимо, организаторы, подсчитав количество предварительно проданных билетов и ужаснувшись низкому уровню продаж, решились на беспрецедентный демпинговый шаг, организовав совместно с Downtown.ru продажу билетов по 150 рублей. Купить билеты за указанную цену мог любой желающий, скачавший флаер с сайта проекта и предъявивший его на входе в клуб. Так или иначе, но даже такая своеобразная маркетинговая политика не смогла обеспечить заполнение клуба на должном уровне, соответствующем высокому статусу мероприятия. В результате танцпол был заполнен едва наполовину, большинство публики составляли подчёркнуто асексуальные хипстеры обоих полов и «девочки», видимо, привлечённые мальчишеским обаянием Миши Родионова.

The_Retuses_Ira_Atari_100ru_Voronezh_nunadozhe.ru

Концерт начался с небольшим опозданием, в 19:20, когда на сцене появился подмосковный инди-оркестрик, по словам Миши Родионова, претерпевший очередные изменения в составе. В Воронеже The Retuses предстали в количестве пяти человек, задействовавших на протяжении концерта уже знакомый всем поклонникам группы набор инструментов, включающий и такую редко используемую отечественными музыкантами вещь как укулеле. Изменения в составе не помешали The Retuses отыграть достаточно мощно и слаженно, при этом на протяжении почти полуторачасового сета группы невооруженным глазом была видна эволюционная направленность коллектива. Если в начале концерта шли неспешные, печальные фолк-баллады, периодически обрамляемые потусторонними шумами, знакомыми слушателям по студийным альбомам The Retuses, то ближе к финалу действа группа начала чувствовать себя более уверенно, иногда скатываясь в конце песен в пост-панковский забой, благодаря хлёсткой и где-то даже жёсткой игре ударника. Добавляли экспрессии выступлению и постоянные соло Миши Родионова на трубе, поддавшегося общему настроению и выдавшему к концу концерта дозированную порцию фри-джазовых ноток. Концерт показал, что у The Retuses есть все шансы выйти из инди-гетто на качественно новый уровень, достаточно лишь бросить стесняться своего русского языка. Пока кажется, что исполнение песен на родном языке даётся Мише Родионову с трудом, а «Письмо к женщине» и «Шаганэ» являются не стихами великого поэта, наряду с Владимиром Высоцким действительно признанного, наверное, только русским народом, а невнятным лепетом школьника, влюблённого в восьмиклассницу. При исполнении песен The Retuses русский язык стирается до чего-то невероятно условного, словно на нём говорит иностранец, не до конца владеющий им. Так в романе Юрия Трифонова «Студенты», героиня которого Люся Воронкова, плохо знавшая английский, считала, что «чем невразумительней выговаривать, тем будет выходить правильней, и так ворочала языком, точно у неё был флюс». Что интересно, хипстерскую публику подобное обращение с русским языком тоже вводило в заблуждение: перед одной из песен Миша Родионов объявил её название «Лес» так невнятно, что парень, стоявший недалеко от меня и не конца уверенный в правильности собственной иноязычной трактовки названия, переспросил у своей спутницы: «Песня называется «Yes»?». После завершения своего сета The Retuses оперативно собрались и покинули «Сто ручьёв», потратив некоторое время на раздачу автографов и фотографирование с поклонницами в уголке зала. Вслед за тем как группа уехала, ушла и большая часть публики, тем самым наглядно показав, кто был настоящим хедлайнером мероприятия.

The_Retuses_Ira_Atari_100ru_Voronezh_nunadozhe.ru

Выступление Ira Atari началось в 21:10 и продолжалось около пятидесяти минут. Немецкая музыкальная сцена часто оставалась в тени двух стран, расположившихся по обе стороны Атлантики, несмотря на то, что породила ряд оригинальных явлений, таких как краут-рок и Kraftwerk, вышедших из краут-рока и являющихся основоположниками электронной популярной музыки. В отличие от своих именитых соотечественников, песни Ira Atari следуют не немецкой музыкальной маргинальности, воскрешающей в памяти близкое прошлое Европы, пропахшее дымом концлагерей, а гораздо более позитивному взгляду на мир, свойственному представителям англо-американской сцены. Как нельзя лучше это иллюстрирует поведение Ira Atari, активно разговаривающей с публикой на английском языке и умилительно танцующей во время исполнения своих песен. В этом случае образ «человека-машины» — а Ira Atari исполняет все песни под «минус один» с яблочного ноутбука — не несёт негативной коннотации и антагонизма, свойственного этим отношениям в недавнем прошлом. Cет Ira Atari хорошо вписался в атмосферу субботнего вечера, сделав её более праздничной, чему немало послужило оптимистичное настроение самой певицы, постепенно передавшееся публике, лихо отплясывающей под песни о бывшем бой-френде и прочих нехитрых материях. В общем, вечер русско-немецкой дружбы, прошедший в «Ста ручьях», можно считать удачным. Остаётся надеяться, что он не останется единичным событием, а артисты такого уровня будут приезжать в Воронеж как можно чаще.

Фото Июлька Калинина.