Недавно прошло самое важное музыкальное событие этого года — выступление немецкой группы De Phazz в Воронеже. После выступления коллектива такого уровня уже как-то язык не поворачивается назвать Воронеж провинцией.
Мало-мальски искушённый в музыке человек обязательно в своих поисках прекрасного наталкивался на De Phazz. И это неудивительно: это сложное музыкальное явление, которое вот уже 15 лет является иконой стиля. Именно эта группа во многом предопределила современное состояние клубной музыки. Нескромные задачи по захвату мира изначально входили в планы её создателя Пита Баумгартнера: странное название DePhazz расшифровывается как DEstination PHuture of jAZZ – предопределение будущего джаза. Здесь сразу надо оговориться, что De Phazz не играют привычные джазовые стандарты, их музыка — своеобразная солянка из новейших открытий лаунж-музыки и лучших традиций предыдущих десятилетий развития джаза и соула. Стиль лаунж означает лёгкую фоновую музыку, обычно играющую в общественных местах. DePhazz — одна из тех редких групп, которые балансируют на грани между массовой и элитарной культурой, завоёвывая тысячи поклонников по всему миру, но не уходя при этом в откровенную попсу или псевдоинтеллектуальность.
Полтора часа выступления проходят на одном дыхании. Волне драйва не помешали ни ужасная погода и жуткий снегопад, ни отсутствие в драмтеатре танцпола. На пресс-конференции перед концертом солист Карл Фриерсон выразил опасение, что шоу может не произвести должного впечатления на зрителя из-за неудачного дня недели. Он шутливо пояснил, что в Германии, выступая вечером понедельника, приходится чуть ли не пинать ногами публику в первых рядах, чтобы хоть как-то расшевелить её. Воронежскому зрителю таких стимулов явно не потребовалось: люди пританцовывали и подпевали, даже сидя в креслах.
De Phazz не просто играют хорошую музыку, они погружают зрителя в уникальную атмосферу, выстраивая шоу на чередовании видеоряда, потрясающего вокала и инструментальных мелодий. На сцене — три симметрично выставленных светлых ромба, которые с помощью световых эффектов становятся то синими, то красными, то жёлтыми, то зелёными. Очень искусно подобран видеоряд: на каждую песню он свой. Причём клипы не иллюстрирует музыку, а лишь создают нужное настроение. В них эксплуатируются все штампы массового сознания: младенцы, цветы, городские ландшафты, космонавты, звёзды, рисованные зверюшки, как будто сошедшие со страниц старых американских детских книг. Всё это вместе с музыкой имеет почти гипнотический эффект на зрителя. Хотя на мой вкус, под конец видеоряд стал казаться излишне агрессивным, хотелось закрыть глаза и побыть наедине с музыкой. Потому что музыка De Phazz хороша и без всякого зрительного ряда. В программу выступления вошли и старые хиты (такие, как The Mambo Craze, Nightmare, Nojive) и песни с нового, десятого альбома Audio Elastique. Самое большое впечатление на меня произвёл голос солистки Пэт Эпплтон — удивительно глубокий, разноплановый, и в то же время очень тёплый. В её исполнении нет вульгарности и той грубой сексуальности, которыми иногда грешат американские джазовые исполнительницы. Одинаково здорово ей удаются и медленные, лиричные песни, и зажигательные мелодии. Временами её сменяет на сцене Карл Фриерман, который не только хорошо поёт, но и замечательно танцует, в чём быстро убедилась воронежская публика. А когда они оба уходят за кулисы, зрители попадают во власть завораживающей медитативной музыки, в которой саксофон чередуется с нежной флейтой, а ударные и электрогитара создают общий чёткий рисунок мелодии. Впечатления сменяются, как в калейдоскопе, поэтому когда музыка обрывается, зрители ни за что не хотят отпускать музыкантов со сцены. Они не заставляют себя долго упрашивать и играют ещё целых четыре композиции. В заключение Карл Фриерман выходит в зал целовать руки прекрасным русским зрительницам и здороваться за руку с мужчинами. Когда-то в одном из интервью участники De Phazz сказали, что их основная аудитория — здесь, нигде так тепло и живо не принимают их музыку, как в странах Восточной Европы. Похоже, прошедший концерт лишний раз подтвердил это.