«Samsara», или зачем на самом деле нужны кинотеатры
Автор: typo_graph, 28 Мар 2013 • 21:03 Отзывов (8)Как известно, современные кинотеатры окончательно и бесповоротно превратились из места встречи с кинематографическим искусством в места общественного питания, причём с крайне низкой культурой и того, и другого, а их рядовые посетители эволюционировали настолько, что эти процессы в их организме по отдельности давно невозможны. Так что провинциальный порядочный человек, особенно если у него нет проблем с пищеварением, давно понял, что в кинотеатре ему не место, поскольку новым фильмам без взрывающихся вертолетов, отпиленных рук и ужимок американских сорокалетних школьников, как правило, раз в месяц выделяется сеанса по два-три и то близко к полуночи. Однако и на индустрию общепита бывает проруха. Наконец-то до жителей нашей необъятной Родины и Черноземья дошла очередь увидеть своими глазами выдающийся фильм, с которым мало какое кинопроизведение может сравниться по зрелищности, и смотреть его дома — это всё равно что слушать оркестр из 150 инструментов по телефону. Да, судари, взаправду настала пора итти въ синематографъ. Хотя для завсегдатая кинотеатра на это, на первый взгляд, нет вообще никакой понятной причины:
- никакого 3D;
- никаких спецэффектов;
- никакого Джонни Деппа;
- никаких шуточек;
никаких сисек;- документальный фильм (!);
- фильм почти два года в прокате по всему миру, и его давно можно скачать в совершенно невообразимом качестве (переводить нечего), и все, кто хотел, уже давно всё видели.
В общем, поедатель попкорна негодует. Но 70-миллиметровая плёнка такая 70-миллиметровая. Во всей полноте прелесть картинки можно оценить на экране никак не меньшем 22 метров в ширину, и это абсолютно оправданно, ведь в этом фильме всё зрительское восприятие забирает именно она, а не остросюжетное мельтешение гигантских супергероев или нудные слёзы гигантских же школьников и молодожёнов.
Для помешанных на «качестве» и разрешении стоит отметить, что идеологический предшественник этого фильма «Baraka» от тех же авторов и в почти не уступающем формате вышел двадцать (!) лет назад, когда на просторах едва постсоветской Родины в большом почёте были боевики с Ван Даммом и комедии с Панкратовым-Чёрным, записанные на видеокассеты с никому не ведомой «лазерной копии».
Что такого прекрасного и зрелищного можно увидеть в документальном кино? Оказывается, для того чтобы сделать красивый фильм, вовсе не нужно ничего выдумывать. Достаточно показать мир во всём его завораживающем великолепии: умопомрачительные творения природы, прелести и ужасы, порождённые её нерадивым двуногим детищем, экзотические традиции и массовое потребление, рождение, никчёмная суета и смерть — всё глазами молчаливого созерцателя в самых разных уголках планеты. Грандиозное зрелище, закономерный результат колоссальной многолетней работы в десятках стран мира.
Кстати, тем, кто считает, что в мире нет ничего прекраснее берёзок и полей, населённых загадочными русскими душами, на заметку: ни Россия, ни её окрестности не дали авторам материала ни для первого, ни для второго фильма. Вероятнее всего, это результат всемирного заговора.
[quote style=»1″]Вывод очевиден: «Samsara» — один из немногих фильмов, на которые надо идти в кино снова и снова.[/quote]Расписание сеансов пока неизвестно (идти будет фильм всего лишь с 4 по 17 апреля), остаётся надеяться, что условные «Девочки, которые тоже могут» и «Отрезанные мошонки-6» не вытеснят этот фильм с достойного его экрана в какой-нибудь камерный кинозал.
отзывов (8)
Евгения Глуховцева пишет:
29 Мар 2013
отличная рецензия!
я пойду на Сансару еще раз точно
Евгения Глуховцева пишет:
29 Мар 2013
Самсару, Самсару)
Мошонколюб пишет:
30 Мар 2013
Многоуважаемый автор не мог бы уточнить, когда в прокат выйдут столь ожидаемые «Отрезанные мошонки-6». Неужели к 4 апреля поспеют?
SUS пишет:
17 Апр 2013
Отправились на Самсару. Пришли в Спартак в надежде на обещанный «великолепно визуализированный шедевр документального кино». Количество сеансов было ограничено, но зал полон процентов на 90. По факту информация в фильме подается тремя с переменным успехом склеенными между собой блоками: милые картинки о природе-погоде, картинки о жизни вселенной и вообще, картинки о том, как соответственно пожеланию авторов зритель должен воспринимать жизнь, вселенную и вообще… Вначале несколько симпатичных кадров с архитектурой и природой – в основном из Африки, Азии и Америки — и именно симпатичных, а не «потрясающих». Да, все это снято профессионалами и на профессиональную технику, поэтому картинка технически «правильная», по всем канонам выверенная, но вот только родители почему-то из путешествий гораздо более красивые, необычные и впечатляющие фото привозят… Демонстрация природных и архитектурных красот происходила под гиперминорную закадровую музыку призванную, видимо, создавать настроение (тем, у кого вдруг весенняя депрессия, вооружиться берушами), далее последовала зарисовка из жизни буддийского монастыря и тут… вдруг последовал блок №2… «новаторские» идеи, усердно разжевываемые авторами для зрителя подавались одна за другой: пока кто-то живет в роскоши, другие влачат существование за чертой бедности; мясоедство — зло; проституция – зло; человеческое общество –общество потребления; оружие – зло; обжорство – зло… но все это никак не влияет на нирвану буддийских монахов… конечно, до того, как нам об этом рассказали в Сансаре, никто о подобных вещах даже не задумывался, просто открыли глаза на устройство этого грешного мира! Интересно, создатели Библии подадут на сих кинематографистов в суд за безобразное ремейкерство? XD Проходясь по пунктам… Да, с момента появления феодального строя произошло разделение на бедных и богатых. Да, это зачастую переходит все вменяемые пределы, но, видимо, такова цена эволюции – модель «все отобрать и поделить» уже испробована на просторах нашей родины в 1917-ом — не вариант — до сих пор процентное соотношение Шариковы-Преображенские далеко не в пользу последних. В отношении навязываемых идей об аморальности употребления мяса — это вообще отдельная и также крайне «свежая» тема. Вегетарианство это, конечно, очень мило, но что поделать — человечество всеядно – если предложить мясо в качестве пищи, например, парнокопытным, они просто не в состоянии будут ни съесть его, ни усвоить, а желудочно-кишечный тракт хомо сапиенсов приспособлен для потребления животного белка, наши предки ели мамонтов, наш обмен веществ настроен на получение извне достаточного количества железа, которое организм человека (без употребления разве что химически синтезированных препаратов) не может получить ни из овощей, ни из фруктов. Если веганство – это следующая ступень эволюции – замечательно, очень может быть, и возможно, что впоследствии человечество, если по невероятной случайности не угробит себя и планету, вообще станет питаться напрямую энергией из космоса, но любая эволюция для своего успешного осуществления должна происходить естественным путем, а выкладывать на берег рыбу, в расчете, что она экстренно отрастит себе легкие — вариант тупиковый, так что предоставляю авторам доводить своих детей до анемии, а мы будем кушать мясце… коровок-свинок, конечно, жалко, но се ля ви… Итак, далее по сюжету: про проституцию, по-моему, все, что нужно сказал Куприн в своей «Яме» – да, это плохо, да, профессия жуткая, да отношение к представителям этой профессии не самое лучшее, но: а) наличие сферы интимных услуг сокращает процент изнасилований; б) в любой профессии есть низко и высоко оплачиваемые должности, разнящиеся соответственно и по степени комфортности для лиц, их занимающих (элитным девушкам, полагаю, живется получше, чем, скажем, шпалоукладчицам); в) работа в сфере услуг – всегда не айс. В общем, да, люди кушают, пардон, очищают свой организм от отходов пищеварения и занимаются воспроизведением себе подобных – это было, есть и будет, пока наш вид не вымрет, так что не совсем понятно, чего пытались добиться авторы, в миллионный раз напоминая о том, насколько наши основные инстинкты далеки от высокодуховных моральных ценностей. Про аллегорические «изыски» с «лицом цивилизации» я вообще молчу — хотели видимо «сартхаусничать», а получилось… вообще как сбоку приклеено получилось…
Второй блок фильма переходит в третий, в котором зрителю подается огромное количество информации вырванной из контекста и трактованной в угоду «видения» авторов, крайне старательно навязывается специфическое восприятие мира, для которого на востоке сосредоточены все пороки рода человеческого: в Китае не люди, а машины, японцы уже фактически роботы, кругом преступность, грязь, нищета, контрастирующие с роскошью состоятельного меньшинства, восточная религия пугающая и априори подразумевает неадекватный фанатизм ну и так далее в том же духе, а запад лишь слегка пожурили за переедание и любовь к оружию; по поводу последнего соотечественников решили пристыдить сравнением с африканскими папуасами – типа вот мол, дикари все с пушками и мы, все такие культурные, туда же – как же можно до такого опускаться! Было бы неплохо, полагаю, в разрезе этого же сравнения после мамы-папуаски, нежно укачивающей ребенка, показать «цивилизованных» родителей, выбивающих детям зубы и закрывающих их на жаре в машинах, пока те не погибнут – тогда вопрос о том, кто есть дикари, и кому это сравнение должно меньше льстить, по-моему, был бы освещен более объективно. Из всех красот иерусалимских храмов, памятников архитектуры, завораживающих обрядов, сохраняемых на протяжении веков, невероятной атмосферы древнего города и прочих составляющих культуры еврейского народа, зрителю поданы лишь молитвы, отправляемые ортодоксами у стены плача… мысль авторов ясна, но не стоит забывать, что у всех свои традиции – кто-то раз в год уплетает жареную птичку в память о предыдущих владельцах своих земель, изгнанных с них и убитых, а кто-то чересчур эмоционально замаливает свои грехи – каждому своё… ну с Каиром всё ясно – грязь, практикуемый в целях сокращения налоговых выплат вечный «недострой», верблюды, их хозяева – тут я с авторами солидарна – даже пирамиды не меняют желания свалить оттуда побыстрее… Несколько удивило поначалу, что в подобной картине нигде не упоминается Россия с водкой-селедкой-медведЯми, но учитывая, что лента снималась пять лет и последний год, вероятнее всего, осуществлялся монтаж, становится понятным, что дело не в «безинтересности русских березок» (к сведению, у нас одна Камчатка чего стоит) и очевидным, почему максимальное внимание было уделено демонстрации «ужасов» именно китайского социума: массовые спорт мероприятия – аллегория «люди-винтики механизма» (это с каких же пор спорт, интегрированный в культуру, стал негативным фактором? Хотя для фанатов фастфуда, это видимо и правда кажется пугающим – целая нация спортсменов! Каково?!); кошмары китайских птицеферм и боен, разделочных цехов (все стерильненько-аккуратненько… вот благо, что они наши аналогичные производства не видели… вот тут нам было бы за что постесняться) – можно подумать, на западе коровы сами в гамбургеры превращаются и работников одной операции там не существует… сейчас, учитывая актуальную ситуацию, полагаю, кинематографисты в такой ленте не обошли бы вниманием Россию (если конечно получили бы разрешение на съемки), вероятно даже, что именно мы, а не Китай заняли бы почетное место средоточия порока XD…
В общем, в разрезе морально-этического восприятия картина ориентирована на курс страны-производителя (один кадр с покалеченным солдатом может трактоваться в любом направлении — вот где завидная отстраненность, которой так не хватает всей картине – очевидно тут решили не углубляться в данную тему от греха подальше) – это явно не сторонники того же Джексона с его, хоть и кассовым, но действительно этой точки зрения смелым Аватаром, создатели Самсары скорее в одном лагере с его, Джексона, бывшей супругой, выпустившей опус о героических солдатах, воюющих с врагами отчизны и само собой получившей за это оскара… В общем, сугубо американский фильм – создано американцами для американцев – менталитет в каждой секунде, максимально кхм… доступная подача широко известной информации (хотя для кого-то может и идея о шарообразности Земли – новость и новаторство), щедро сдобренной соусом сугубо национального восприятия. Авторам оставалось пожелать (если целью, конечно, было именно хорошее и необычное кино) побольше беспристрастности, даже художественной отстраненности или уж полной объективности, оригинальности, поменьше ханжества, давления на зрителя; картинке побольше живости, отхода от стереотипов; вместо однообразного музыкального сопровождения, там где оно заменяет естественный звук – народных мелодий места съемки; в общем – меньше предрассудков, больше вкуса и таланта… но этому, как уже говорилось, не научишься. Это все понятно, смущает другое – восторги российского зрителя… а ведь большинство этих людей видели Тарковского… да и Полански пока жив, а Фон Триер, хоть и не слишком вдохновил своей «Меланхолией» (напомнило «Рассекая волны», только эмоционально холоднее), но он всё равно определенно гений… Правда, как потом предположил муж, эти восторженные зрители, вероятно господа того же порядка, как те, кто, мучаясь, раз в год заставляет себя ходить в театр на оперу, пьет в буфете, старается не заснуть в ложе, а потом аплодирует громче всех и с чувством выполненного долга, ощущая себя «культурным человеком», едет с супругой на такси домой — догоняться коньяком. Вспомнив, как радовались две знакомые парочки, увидевшие друг друга на просмотре Самсары в кинотеатре, причем радовались очевидно не столько самой встрече, сколько тому, что были замечены знакомыми на таком «артхаусном» сеансе кино «не для всех», не могла не согласиться с этим предположением))) Само собой по окончанию сеанса большая часть зала аплодировала. Мы воздержались. Ах да, мы еще и попкорн там ели! P.S.: кадры с младенцем, которого крестят, были ну просто прелесть, на них, видимо, и купилась XDXDXD
thompson пишет:
17 Апр 2013
Спасибо, очень развёрнутый и глупый комментарий.
Мошонколюб пишет:
18 Апр 2013
Вы сурковская пропаганда! Вы сурковская пропаганда! Вы сурковская пропаганда!
SUS пишет:
29 Апр 2013
Пожалуйста. Мы, тупые и скучающие бездельники, всегда к услугам культурной элиты.
SUS пишет:
29 Апр 2013
Шеф, всё пропало! Нас раскрыли!!!