Mermaids01

Дождливым вечером 31 марта в арт-пабе «Наша Среда Обитания» происходит абсолютно незамеченное для воронежского зрителя событие. После приятного для нежных ушек выступления воронежской группы The Boxers на сцену выходят липецкие нигилисты The Mermaids of the Lipetsk Shed и создают такую густую стену звука, что некоторые спешат как можно скорее покинуть заведение, в муках держась за головы. Распугав всех неготовых к lo-fi-стилистике, группа, совершенно не уделив этому внимания, погрузилась в самих себя, выдав настолько мощный сет, что запчасти от барабанной установки разлетаются в стороны, а на головы тем немногим, кто остался, сыпется натуральная пыль. Однако это никого не тревожит: тех немногих присутствующих или настолько поглотила разница между романтично-лёгким звучанием вышеупомянутых The Boxers и грязным звуком альтернативной сцены 90-х, или просто никто ничего не понял. Объёмное звучание и слаженная работа всего трио завораживает на протяжении всего сета, и, таким образом, выступление «русалок» проносится быстрее, чем зрители успевают прикоснуться к своим бокалам; группа, отыграв избранные песни со своих двух альбомов, уходит на перерыв, обещая вернуться в новом виде как группа Kiskin’ Zhar. Александр, лидер и гитарист, ведущий свою творческую деятельность под псевдонимом Афелион Кальдера, спускается со сцены, чтобы представить диски и кассеты своего DIY-лейбла и некоторые любопытные даже заинтересовываются этим. Через пять минут он берёт бас-гитару, а Андрей, барабанщик этих групп, вновь садится за ремесло, и начинается безумие. Эти беженцы со второго круга Ада, двое из трёх участников Mermaids, за исключением Дарьи, игравшей в Mermaids на басу, дают холодному помещению арт-бара настоящего огня. Мысли о том, что было бы с теми, кто ушёл во время сета Mermaids, если бы они остались на выступление Kiskin’ Zhar, сносит волна такого шума, что невольно вспоминаются The White Stripes и Black Keys, известные дуэты гитариста и барабанщика. Только с разницей в том, что это китчевый проект, неожиданно получивший своё собственное неповторимое звучание. Похабщина, пот, мат и ярость — Александр кричит и гавкает в микрофон, а Андрей постоянно двигает к себе непослушные части установки. Проходит три минуты, и что это — некоторые начинают дрыгать ногами и качать головой! Кто-то даже встал перед сценой, чтобы подрыгать и покачать рядом с музыкантами. Этот более простой для восприятия проект музыкантов находит очевидные, но всё ещё сдержанные отклики публики. Кискин Жар разгорается ещё ярче, каким-то чудом не рвутся струны и не лопаются барабаны. Всего проходит, кажется, минут пять, и усталые музыканты спускаются в гирмёрку. Прикосновение к двум уникальным проектам российской альтернативной сцены наконец-то случилось, и особенно приятно, что участники легко дали своё согласие на интервью с нашим сайтом.

Mermaids_фото_на_обложку

— Расскажите историю обеих групп.

Александр: Все началось с того, что я познакомился с будущей басисткой группы, когда она ещё ни на чём не играла, и однажды она предложила научить её играть на бас-гитаре. На тот момент я даже и не думал, что в моей группе может играть девушка, я всегда относился к этому скептически. Но потом я подумал, что уже давно пытаюсь найти людей, которые бы постоянно занимались со мной музыкой и уже был готов на всё, и на девушку на басу в том числе (смеётся). Мы вместе с ней решили образовать группу, и я вспомнил про своего знакомого ударника, с которым до этого играл в своей самой первой группе Mustaches. В таком составе мы и отыграли наш первый концерт как «Русалки» на Хеллоуин 2009 года в Липецке. У нас сменилось много ударников, и в конце концов нам повезло начать плодотворное и удачное сотрудничество с Андреем.
Андрей: Мы уже больше полутора лет вместе. К сожалению, такие группы сложно найти, и сейчас у нас всё складывается должным образом.
Александр: Kiskin’ Zhar образовались как би-сайд проект, я решил поприкалываться и поисполнять песни, в которых буду выражать свою жёсткую позицию. Все началось с того, что на одном московском стоунер-форуме обосрали мою основную группу, и у меня появился зуб на всех этих ребят. У меня всегда было плохое отношение ко всяким снобам и людям, которые свысока смотрят на любую начинающую группу, мол, «я с Москвы, а чего добился ты?». Я с самого начала знал, что у нас есть большой потенциал к развитию, что мы перерастём всё, с чего начиналось, но на тот момент на это было всем плевать. Я решил сочинить типичную стоунер-песню как месть. Потом появилось еще несколько песен, во мне тоже накопилась масса того, что я хотел сказать, поэтому я стал петь на русском языке.

— Вы переехали из Липецка в Санкт-Петербург. Насколько чувствуется разница между городами?

Александр: Причиной было желание Андрея переехать в Питер по личным причинам, и мы все подумали: почему бы и нет? Зачем нам терять ударника, с которым у нас всё хорошо получается? К тому же этот прогресс наверняка принесёт свои плоды.
Андрей: Я сам из Воронежа, поэтому переезжал отсюда, а не из Липецка.
Александр: В Питере есть люди, которые слушают музыку типа Kiskin’ Zhar, они уже звали нас неоднократно, но мы поначалу отказывались, потому что это слишком дорого бы нам обошлось. Но как только мы туда попали, то сразу прижились там, познакомились с людьми, которые могут поддержать, с другими коллективами. Mermaids как-то вяло воспринимались, из-за того что там более консервативная публика, им необходимо время, чтобы привыкнуть к чему-то новому. И в последнее время дела пошли лучше.
Андрей: Мы недавно обсуждали между собой успех группы Motorama, и мне непонятно, может ли команда такого уровня добиться успеха, не переезжая в одну из столиц. Практика показывает, что это большая редкость. Иными словами, скорость твоего Интернет-подключения не влияет на успех.
Александр: Я бы хотел, чтобы в каждом городе были люди, которые занимаются такой музыкой. Я думал, в принципе, можно было остаться и в Липецке, изначально я и не хотел переезжать, но у нас такая ситуация, как в во многих других городах, когда тебе не дают слова, трудно даже организовать концерт.

 

[quote style=»1″] …на кассетах ты слушаешь музыку, которая наполняет атмосферой[/quote]


— Несколько слов о питерском фестивале «Шум и Шлюхи».

Александр: Это отличный фестиваль, который следует просветительским целям, и группы там выступают интересные и нестандартные. Там у них есть сцена и публика. Отдельный концерт не собирает много людей, а фестиваль привлекает намного больше внимания к выступающим там группам. Я знаком с одним из организаторов фестиваля, Александром Ионовым, он тоже считает, что лучшие концерты проходят в гаражах или в помещениях, куда просто привозят оборудование, никаких цен, никакой коммерции. Как это и происходит в «Рускомплекте» в Питере. Вот там отличные концерты проходят.

— Судя по реакции публики на концерте, можно ли сказать, что Kiskin’ Zhar активнее воспринимается слушателями чем Mermaids?

Александр: Я бы сказал, что фанатская база растёт с одинаковой скоростью у обеих групп. Интересная статистика: за тот год, что мы переехали в Питер, количество вступивших в обе группы Вконтакте одинаково. Нельзя сказать, что что-то преобладает, просто Kiskin’ Zhar как живая группа воспринимается лучше, присутствует энергетика, позволяющая человеку расслабиться, выпить пива, оторваться. «Русалки» в этом плане более требовательны к слушателю.

— Кстати, насчёт снобов: влияет ли на Вас хипстерское движение?

Александр (улыбается): Ну, в целом, они ждут, пока о нас напишут в «Афише». А так они не в курсе, что мы существуем, потому что нигде в том ограниченном пространстве, где хипстеры существуют, мы упомянуты не были.
Андрей: Всё решают связи! (тут автор начинает рассуждать о купленных пиар-статьях в популярных журналах)
Андрей: Если туда и несут деньги, то эти артисты должны появляться в разделе «На правах рекламы». Примеров таких групп достаточно много, особенно если команда вдруг, ни с того ни с сего, оказывается в топах, например, у той же «Афиши». Предпосылок к этому нет и некоторые из них объясняют это лайками-репостами, которые совершенно случайно обрушились на них, но под этим точно скрывается Зверь (смеётся).

— Как Вы относитесь к нашей lo-fi-сцене?

Александр: У нас с Андреем схожие отношения к lo-fi-группам нашей сцены, и они нам нравятся!
Андрей: Причём речь идет как и о музыке, так и о их методах работы, так сказать, с пространством. По ним видно, что эти люди не читают «Афишу», не носят модные шмотки, не сидят целыми днями и думают, как бы им записать альбом, по звучанию похожий на записи Тома Йорка.
Александр: Самое главное — это просто хорошие ребята, с ними приятно общаться. А музыка — ещё и приятное дополнение к этому.

— Как у Вас дела с вашей страничкой на Bandcamp’е?

Александр: Мы заработали за всё время где-то тридцать евро, это только Русалками. Или нет, даже сорок. Шестнадцать из них мы потратили на last.fm, чтобы продвинуть свою песню на сто человек той аудитории, которая слушает радио Smashing Pumpkins или Dinosaur Jr.

— Александр, у Вас есть свой подкаст.

Александр: Я сделал пару выпусков, и они не связаны между собой, потому что не планировал делать второй после первого и что-то после второго. Я больше люблю заниматься группой Вконтакте под названием «Рычащие киски». Там я публикую группы с женским вокалом, которые мне понравились. Не обязательно с рычащим, чаще даже с мяукающим. В основном там преобладает эстетика девяностых. Таким образом я делюсь с людьми радостью открытия каких-то групп. Кстати, для тех, кто хочет открывать для себя новую музыку, я посоветую сайт hypemachine.com, потому что там публикуется музыка из огромного количества блогов по всему миру.

— Расскажите про ваш лейбл Vinyl Image.

Александр: Это наш с Андреем лейбл, Андрей придумал название. Люди любят прислушиваться к авторитетным источникам — когда какой-то человек советует тебе что-то, ты можешь подумать, «А-а, это фигня», а вокруг лейблов всегда образуется своя аудитория, это уже совсем другой уровень. И судя по «лайкам» записей лейбла, которые мы выкладываем в своей группе, видно что вся группа состоит из одних музыкантов (улыбается). Раньше было много просьб опубликоваться, и мы поощряли эти обращения, но потом нам надоело этим заниматься — отдачи никакой, на самом деле, и мы решили выпускать на лейбле только свои релизы. Хотя в последнее время всё как-то оживилось, те группы, которые мы всегда держали во внимании стали делать ещё более крутую музыку и появился энтузиазм делать новые записи; в ближайшее время, если всё пойдет удачно, мы выпустим диск группы The Zabzeeva Rozalia Natanovna Massacre, может быть, Неуловимых Мстителей.
Андрей: Может быть, сборник.
Александр: Основная причина выпуска музыки на кассетах — это то, что диски не несут в себе некой атмосферы: на них та же музыка, что и в Интернете, может быть, даже и лучшего качества. А на кассетах ты слушаешь музыку, которая наполняет атмосферой.
Андрей: Я бы добавил, что компакт-диск — это не строго музыкальный носитель, на него можно записать порнуху, фотки своей кошки или киски, у кого что; этот носитель абсолютно безразличен к тому что впитывает в себя. Даже необходимость в переходе с винила на компакт-диски была обусловлена мейджорами, которые захотели перепродать свои бэк-каталоги. Винил и кассеты возвращаются, а они действительно возвращаются, на многих западных лейблах музыку снова переиздают на таких форматах. И если винил — это формат более элитарный, то кассеты способны вернуть в музыку… не знаю, душу, наверное.
Александр: Вообще, ностальгия по девяностым растёт, потому что там была искренность, гранж. Он же стал результатом того, что людям надоела эта синтетика, этот хэйр-металл, неестественность. И кассеты, они же как «Денди» — ты можешь так же вставить картридж и нажать Play.
Андрей: Мы используем методы, которые могли бы использовать многие группы, если бы они не были знакомы с редактором журнала «Афиша» (смеётся).
Александр: Короче говоря, мы просто такие… ублюдки музыки: нас никто не принимает, и масс-медиа в том числе. Поэтому мы своё дело сделаем (лукаво улыбается).

Mermaids

— Как Вы записывали свои альбомы?

Александр: Свои первые записи мы сделали на два микрофона в репетиционной базе, которая находилась в гараже. Альбом мы записали тоже в гараже, но он уже сводился по отдельности — вокал, гитара. EP «русалок» мы записали в липецком магазине «МузТех». «Эра Водолея» Kiskin’ Zhar’a уже записывался в Питере, в студии. На самом деле, качество записи в магазине было даже выше, чем в питерской студии, и сам подход звукорежиссёра, Александра Путилина, заставляет уважать этого человека. Он нам очень тогда помогал, и ему было интересно с нами работать. Его подход отличался от большинства звукорежиссёров, которые делают всё спустя рукава, тянут время. Они делают всё по самым доступным настройкам. На самом деле, проще научиться делать это самому.

— Ваш новый сингл Mermaids, «Vril», несколько отличается от прошлого звучания группы.

Александр: Это первая песня нашего третьего альбома, к которому уже готово семь. Они будут примерно такого же плана, что и Vril, но общий звук будет как у альтернативы девяностых, типа Failure и Hum. Сама песня скорее эксперимент, может быть, мы совсем по другому её запишем. Просто мне захотелось посмотреть на реакцию всей стоунер-аудитории, которая падка на такое звучание. Трудно сказать, как всё это будет восприниматься людьми, потому что я давно уже понял, что у меня совсем другое восприятие; я вижу иначе, чем люди, которые оценивают нашу музыку. Новый альбом, который мы записываем, будет самым удачным и в плане музыки, и в плане аранжировок, и в плане исполнения. Но если и он не понравится, то я уже не знаю, что и думать обо всём этом. Общая реакция от сингла была не такой, какую я ожидал — те, кому ранее нравились записи «русалок», даже и не поняли, что произошло. Вообще выпуск ЕР у нас не привлекает столько внимания, как выпуск полноценного альбома.

— Недавно вышел новый альбом My Bloody Valentine.

Александр: Мне альбом не понравился. Как уже, наверное, многие заметили, он звучит скорее как би-сайды с их альбома Loveless.
Андрей: А мне наоборот. Они сделали совершенно немодную запись. И та волна шугейза, который стал модным в двухтысячных, нисколько не затронула этот альбом — такое ощущение, что они всё это время существовали в своей сфере, Кевин Шилдс покупал все новые примочки, вот купил последнюю и записал, наконец, тот альбом, который всегда хотел. Конечно, всё это было сделано ради денег, но и бессердечной эту запись не назовёшь.

— Затронем тему эзотерики. Судя по творчеству, вы являетесь приверженцами теории трансёрфинга. Это используется в жизни или только для музыки?

Андрей: Я не являюсь.
Александр: Это используется мной для того, чтобы жить в той обстановке, которой хочется. В самом широком смысле слова. В Питере присутствует школа трансёрфинга, но это коммерческая организация, сам основоположник теории не имеет к ней никакого отношения, и я считаю, это такая же хрень, как курсы успешности.

— Были ли у вас какие-либо обряды, спиритические сеансы?

Александр: (долгая пауза) Не было. На самом деле, ничего хорошего это не принесёт.
Андрей: Это пустое любопытство.
Александр: Да. Из пустого любопытства этим не стоит заниматься. К этому нужно серьёзно подходить. Мы не хотим быть позерами, которые делают это.
Андрей: Мы же не металлическая группа, которая может всерьёз утверждать, что переспала с Сатаной.
Александр: Короче говоря, об этом вообще не распространяются, это личное дело каждого, такие вещи обычно происходят в кулуарах.
Андрей: Я, наверное, человек другого склада ума, но я любопытный (смеётся), стараюсь проникнуть в суть вещей, не сказать, что я отношусь к этому с холодом, но это не мешает нам.
Александр: Дарья вообще работает в магазине эзотерических товаров.
Андрей: Поэтому у неё уже профессиональная толерантность к таким вещам.

Mermaids

— Иметь в команде толерантного в этом отношении члена группы и ударника, одержимого бесом, вообще очень здорово.

(все смеются)
Александр: Тогда нам действительно стоит провести спиритический сеанс, пусть он в кого-нибудь вселится.

— Дэйв Грол снял фильм про студию звукозаписи. Стоит ли от вашего барабанщика ждать нечто подобное?

Андрей: (с улыбкой) Дэйв Грол суёт свой нос в те дела, в которые ему не следует совать. Просто начиная с 1994 года он занимается не теми вещами. Я что-то пишу себе иногда, у меня есть блог, который задумывался как ответвление от лейбла, но он сейчас в коматозном состоянии. Просвещение людей — это наша кармическая задача! (улыбаются)

— Будете ли Вы когда-нибудь участвовать в «погоне за долларом»?

Александр: Нет, ну если, например, новый клип Kiskin’ Zhar перешагнёт ту отметку, после которой YouTube согласится сотрудничать с нами и повесит туда свою рекламу, то мы не против. Нам не на что жить просто. Но специально там накручивать, кого-то звать, чтобы они это делали — конечно же нет.

— Ваши слушатели, какие они? Насколько велика их поддержка?

Андрей: Я считаю, это люди, которые активно и пассивно воспитывают свой вкус. Они не обновляют страницы своего любимого издания, дожидаясь пока там опубликуют новые группы.
Александр: У них есть «критический» ум — они всё оценивают. Не спешат уходить в крайности, а, кажется, готовы к тому, что завтра они по-новому посмотрят на то, что узнали вчера.
Андрей: Мне это знакомо — я не буду корить себя за то, что изменил свою точку зрения.
Александр: В принципе, я считаю, что им пофигу, они не хотят поддерживать, думают: «Пусть они там сами копошатся, а я буду потреблять». У них другие заботы, работа там…
Андрей: Сейчас вся сфера развлечений упакована в маленький ящик на твоём столе — тебе не надо никуда ходить, нет стимула болтать с продавцом компакт-дисков, никто не встречается на улице и не обменивается записями; вся коммуникативная сторона погребена, никто никому не нужен.

— К чему двигаются Ваши группы? Что сейчас происходит на сцене?

Андрей: Новая волна.
Александр: Её не надо создавать, она уже сама идёт. Ради того, чтобы закопать все эти «клановые сообщества», которые якобы продвигают русскоязычную музыку, а на самом деле помогают своим друзьям, знакомым и всё подобное дерьмо. Для того, чтобы независимая музыка вновь обрела сцену, публику, платформу для выражения. Чтобы вернулась справедливость и естественность, искренность. Главный враг — это даже не «Афиша», а конъюктурщики.
Андрей: Нам даже не надо создавать какое-то оружие против всего этого, почва уже подготавливается исторически. Тенденции меняются одна за другой десятилетиями. Та пост-панковская модняшность, которая сейчас актуальна среди слушателей, надоедает и обязательно сменится чем-то другим. Не надо ничего придумывать, так было, есть и будет.

В конце интервью у автора сложилось впечатление, что всё то новое, что происходит на сцене, проносится мимо нашей провинции. Андрей, по своей памяти, спросил про обстановку в «Выходе» и пожалел об отсутствии «новой крови». И действительно, есть о чём пожалеть.

Фото: ГОСТ.