Наташина мечта (Воронеж, Театр одного) рецензия, отзыв, фото — нунадоже.ру — отчёты, рецензии, премьеры, концерты Воронежа

— Наташа, ты реально самая клёвая девчонка на земле, выходи за меня замуж!

Эти слова мечтает услышать героиня нового моноспектакля Бориса Алексеева «Наташина мечта». Ей шестнадцать, и она живёт в детском доме. Влюбилась — ну что здесь такого? А то, что кончается история любви в зале суда.

Отправная точка спектакля — пьеса «Наташина мечта», за которую автор Ярослава Пулинович получила премию «Дебют». Работа интересная и важная — пьесу ставят в молодёжных театрах по всей стране. О проблеме сиротства сейчас только и разговоров, взять хотя бы «закон Димы Яковлева». Но это всё там, в пределах ленты новостей; а то, что даёт нам Пулинович — совсем рядом.

Наташина мечта (Воронеж, Театр одного) рецензия, отзыв, фото — нунадоже.ру — отчёты, рецензии, премьеры, концерты Воронежа

В этот раз впервые для моноспектаклей Театра Одного исполнитель не сам Алексеев, а артистка ТЮЗа Кира Ковалёва. То, что роль Наташи будет играть Ковалёва, режиссёр понял давно. Увидев актрису в спектакле Вадима Кривошеева «Сто пудов любви», Алексеев сразу понял: Наташа. В «Ста пудах» Ковалёва была частью ансамбля, сумасшедшая фанатка, сходящая с ума из-за любви к кумиру.

— В «Наташиной мечте» актриса вышла на новый уровень, — говорит Алексеев. — Никто в Воронеже не смог бы сыграть эту роль так, как Кира.

Начинается спектакль: на полутёмной малой сцене Воронежского концертного зала в «клетке» из чёрных стульев мечется хамоватая девчонка из детского дома. Озлобленная, и в любую секунду готовая сломать нос каждому, кто её обидит. Из обрывков фраз ясно: она должна что-то рассказать, но рассказывать это ей совсем не хочется. Игра Ковалёвой меняет темпы: начинается исповедь, и голос её становится нежным, а Наташины воспоминания о приятных моментах любви заставляют актрису волноваться и переживать прошлое героини, как своё собственное. Возлюбленного детдомовской Джульетты зовут Валера. Он журналист. Решил взять у девочки интервью после того, как она на дискотеке на спор выпрыгнула из окна. Спросил:

— Наташа, а какая у тебя мечта?

А у Наташи никто раньше про мечту не спрашивал. И девчонка поняла, что это Он. Тот самый. Единственный. Валера оказался добрым юношей, кормил Наташу конфетами — исключительно из сострадания. Но хорошее отношение девочка принимает за ответное чувство. Бегает к нему в редакцию, нацепив украденную заколку, а по ночам шепчет «Наташа, а какая у тебя мечта?» В воспоминаниях о встречах с любимым под весеннюю песню группы Мумий Тролль «Скорость» она красит губы помадой, используя её и как румяна тоже .

Наташина мечта (Воронеж, Театр одного) рецензия, отзыв, фото — нунадоже.ру — отчёты, рецензии, премьеры, концерты Воронежа

Очень трогательно героиня вспоминает маму, убитую неким Вадькой-сутенёром. Жизнь до интерната у девочки была далеко не безоблачная, но маму она вспоминает с нежностью. Сидит на полу детдомовского туалета, строит заборчик из сигарет и напевает. Понятно, что этот жалкий забор не оградит девочку от мира, в котором она живёт. Как и не оградят чёрные офисные стулья, выстроенные неполным квадратом вокруг героини. Это ограждение, наоборот, не даёт ей выбраться наружу — она всегда находится внутри этого квадрата. Вне предела «клетки» — белые двери, за которыми находится другая жизнь. Но они для Наташи закрыты. Актриса отлично работает с предметами: переставленные её руками стулья превращаются в туалет в детском доме, в редакцию, в которой работает Валера, в продавленную кровать, на которой она лежит и шепчет «Наташа, а какая у тебя мечта?» Но опять же: всё это в пределах границ, обозначенных стульями.

Наташина мечта (Воронеж, Театр одного) рецензия, отзыв, фото — нунадоже.ру — отчёты, рецензии, премьеры, концерты Воронежа

Ближе к трагической развязке игра Ковалёвой снова меняется: героиня начинает нервничать, кричать, она в отчаянии: оказывается, девушка-то у Валеры уже есть! Наташа возмущена и исполнена ненавистью: как соперница могла отобрать у неё любовь? У неё всё есть, и мама, и папа, «и печенье она килограммами небось лопает», а у Наташи один только Валера. Недолго думая, героиня собирает девчонок, и они подкарауливают у подъезда соперницу. В результате «разборки» девушка Валеры оказывается в коме. Наташа в отчаянии, но не из-за того, что нанесла вред человеку. Дело в том, что она не понимает, за что её судят.

— Чё она, из комы, что ли, не выйдет? — спрашивает она . — А в чём я виновата? Просто я Валеру любила, просто хотела, чтобы он был мой.

Ужас в том, что она действительно этого не понимает. Наташа думает, что знает этот мир и его законы, как свои пять пальцев — ориентируясь на собственный опыт, конечно. А вот о том, какая жизнь за пределами детского дома, ей никто не рассказал. Судьи должны осудить (и осудят — покушение на убийство оправдать нельзя) человека уже погибшего, погибшего с самого раннего детства, так и не понявшего, в чём он виноват. Наташа хотела счастья, и мечта у неё была прекрасная — выйти замуж за любимого человека. Ей даже в голову не пришло, что Валера может любить кого-то другого. С самого детства девочка видела только насилие — сначала её била мама, потом — воспитатели, потом приучилась решать все проблемы дракой, как и другие детдомовцы. Откуда ей знать, что жить можно по-другому? Никто не открыл белые двери «клетки» из стульев.

В руке Наташи сломанная заколка. Она кладёт на каждый из стульев по бусинке, словно украшая их, но те безжалостно скатываются вниз. Звучит песня «Колечко» с простыми словами:

[quote style=»1″]Не целуй ты меня, не уговаривай.
Коли не хочешь любить, ох и не обманывай.[/quote]

Наташина мечта (Воронеж, Театр одного) рецензия, отзыв, фото — нунадоже.ру — отчёты, рецензии, премьеры, концерты Воронежа

Фото Дианы Литвиновой.