Ленинград в Воронеже, Event-hall

Ленинград – это высший класс
Размах на рубль – удар на бакс!
(слова народные)

Русскому человеку чужд психоанализ, русский человек не доверяет психологам (и правильно), но ему как-то надо выпускать пар, избавляться от негативной энергии. Можно бухать, но если пить всякий раз, когда нужно разрядиться — недолго и спиться к чертям. Спорт — штука на любителя, а секс — это само собой разумеющееся и неотъемлемое, но в России его, увы, до сих пор почти нет, ибо в народе популярнее… ебля (как выразился в одном из своих давних интервью Шнур: «Есть такое русское слово… ебля»). Неплох, хоть и на любителя, вариант поматериться от души. Можно сделать это, как минимум, тремя способами: выйти в дремучий лес или в «чисто поле» да выплеснуть весь запас обсценной лексики там, крича в пустоту, можно посетить футбольный матч и обматерить команду противника (или свою, если плохо играет). А можно отправиться на концерт группировки «Ленинград» — как я, например. Здесь тебе и качественное музло, и выпирающий, подобно шилу, из любого мешка определений с обозначениями, Сергей Шнуров со своими меткими забористыми текстами, и две отвязные вокалистки — Юля «Ноги» Коган и Алиса «Вокс» Бурмистрова, интенсивно продуцирующие феромоны (Как в группе образовалось две вокалистки? Алису взяли в группу в конце прошлого года, когда Юля ушла в декрет. А потом, когда Коган вернулась в группу, Алису оставили). Юля (точнее её сценический образ, в жизни она скромнее) — такая роковая женщина, рыжая бестия, а Алиса — игривая sexy cat — с обеими шутки плохи, брат. И это последний довод в пользу того, что ничего общего с асексуальным «русским роком» феномен Ленинграда не имеет. С биг-бэндом в Воронеж Сергей, по его словам, приехал в первый раз (хотя, в начале нулевых они, кажется, участвовали в каком-то фестивале у нас). Фигачил Шнур пару раз с Рублём garage-унд-hard-rock а-ля AC/DC по воронежским клубам, но это такие специальные и скорее камерные концерты. Как говорят в народе — на любителя. Как пел сам Шнур: «Кто поклонник Ленинграда — тому слушать нас не надо». Собственно, ближе к делу.

Ленинград в Воронеже, Event-hall

Уникальную возможность увидеть и услышать самый жизнеутверждающий российский ансамбль нам предоставил уже успевший полюбиться многим «Event-Hall» — самый молодой и наиболее технически оснащённый концертный зал Воронежа. Данное событие оказалось примечательным не только для Воронежа, но и для Тамбова, Липецка и других близлежащих городов. Да что там Липецк… присутствовали даже поклонники из Питера. За десять минут до концерта в танцпартере бутылке негде было упасть, собственно, действо началось задолго перед концертом, и происходило оно не на сцене — вот армия поклонников скандирует: «Ле-нин-град!» (последнему слогу причастные сити-парку «Град», видимо, особенно рады), вот полисмены стаскивают с галёрки изрядно перебравшего гражданина и сажают его… нет, не в бобик, а во второй ряд — чтоб не упал, наверное, а вот дяди средних лет дружно напевают шнуровскую нетленку «Распиздяй». И так далее.

Ленинград в Воронеже, Event-hall

Концерт начался с небольшим опозданием, читай — вовремя. Поскольку Ленинград радовал наш город впервые, некоторые держали пари — выйдет ли Шнур голым или одетым (до сих пор остаётся притчей во языцех их концерт в Нюрнберге, где они выступали вместе с Аукцыоном и Гражданской обороной, тот самый концерт, где Шнур и компания вышли на сцену абсолютно голыми). Ошиблись и те, и другие: Сергей Владимирович выскочил на сцену раздетым лишь наполовину, т. е. в трусах и носках (этот факт многие наши СМИ вынесли в заголовки). Одновременно, без всяких выебонов, вышли и остальные участники бэнда, а их без малого… 17(!). Я несколько раз со счёту сбился даже, пока считал. Энную долю Ленинграда составляет влившаяся в него в начале нулевых ска-панк команда Spitfire. В общем — гигантомания во всей красе, товарищи! Роль одного из членов группы (самого бородатого) сводилась к самодостаточному буханию на сцене за специальным столиком. Ну, ещё он иногда подстраивал гитары и производил всякие необходимые технические манипуляции. Но банальным звукотехником его не назовёшь. Это скорее символ, такое тотемное существо, как, например, Пузо (большой человек с большим барабаном, «ветеран рэйв-движения», как его обозначил Шнуров) или Стас Барецкий (колоритный поэт, сотрудничающий с Ёлочными игрушками, любитель малиновых пиджаков, эстетики беспредельных 90-х, автор нескольких песен с альбома «Хлеб», ныне не участвующий в делах группы).

Ленинград в Воронеже, Event-hall

Концерт начался с песни «Когда нет денег». Кто не знает этих слов: «Когда нет денег — нет любви. Какая сука эта се ля ви»?! Кто не знает — тот лукавит или же жил в тотальной эмиграции и информационном вакууме в годы повальной «Ленинградомании». Публика не то что разогрелась — она была готова дымить и угорать. Особенно после того, как хорошее начало залакировали «Музыкой для мужика» (так ещё известный музыкальный журналист Максим Семеляк назвал свою книгу о Ленинграде). Такие песни как «МДМ» и «Пару баб» вообще чётко выражают мысль, что русскому человеку для счастья не так много надо. Но только русский человек об этом безнадёжно забыл и вспоминает лишь на концертах Ленинграда. У меня сложилось впечатление, что в этот знаменательный вечер все собравшиеся выпускали годами накопленный пар: тут тебе несмело, как бы про себя пританцовывающие представители полиции, а вот — дерябнувшие не одну соточку коньяку профессорА (без шуток — я встретил знакомого светоча науки, он у меня когда-то принимал экзамен, и он резюмировал: «Вот это охуительно! Вот это сила!»), некоторые родители привели своих детей, немало присутствовало девушек а-ля glamour. А а вот офисные клерки, а вот простые работяги, решившиеся истратить полторы тысячи на билет и не пожалевшие об этом, присутствовали и фанаты воронежского «Факела». Я видел даже людей в гипсе, они браво махали костылями в такт музыке. Перед одной из песен в танцпартере затеялась драка, на что Шнур, известный своей драчливостью, миролюбиво заметил: «Народ, мы у вас в первый раз. Давайте, вы попиздитесь завтра. Будем лучше петь!». И деструктивные побуждения молодых людей как рукой сняло.

Ленинград в Воронеже, Event-hall

Что я отметил для себя: в новом Ленинграде стало преобладать диско, а диско, как известно, порождено фанком, тёплой и позитивной музыкой. Ярлык «СКА», приставший к группе после альбома «Дачники», сегодня безнадёжно устарел. С тем же упехом стиль группы можно обозвать хип-хопом, джазом, панком или раггамафином. Шнур называет свою музыку «турбошансоном». Он вообще мастер срывать общепринятые ярлыки и придумывать собственные, например, стиль группы Рубль когда-то был обозначен как «фитнесс-рок». Эта диско-эстетика у Ленинграда появилась с альбомом «Хна», вышедшем в 2011 году и продолжается до сих пор: практически все старые хиты вроде «Менеджера», «Дачников», «Супергуд» были поданы в этом самом диско-обрамлении.

Ленинград в Воронеже, Event-hallНеподражаемая Юля Коган исполнила полную обойму хитов, написанных специально для неё: «Сладкий сон» (как сказал Сергей , «песня, объясняющая всё на свете»), «Пиздабол», «Огонь и лёд» (практически инь и янь с явным сексуальным подтекстом), «Заебал» (очень пронзительна и мелодична). Сколько раз Юлю упрекали в том, что с такими отличными вокальными данными она исполняет шнуровскую матерщину — не счесть. Но этих упрекающих в зале точно не было. Миловидные девушки с удовольствием пели: «Я так люблю, когда большой, когда большой и толстый хуй во мне. Я так хочу, чтоб он был мой, но твой большой, он только в моём сне». Трубач группы исполнил песню «Турбобой», где лирический герой — этакая гипертрофированная смесь мажора, тусовщика, склонного к промискуитету самовлюблённого юноши. Это стёб, но такой забойный, что многие принимают его за чистую монету. Хотя Шнура сложно обвинить в двойных смыслах — все его персонажи реальны и он даже не отражает жизнь, а создаёт её на сцене со всеми её трясками и плясками. Как сказал Хемингуэй: «Настоящий художник не копирует реальность, а создаёт её».

Ещё две песни исполнили Сева и Пузо — старейшие музыканты группы. Исполнили задушевно, такими пропитЫми голосами. Обычно в группах как бывает? Ленинград в Воронеже, Event-hallМузыканты оказываются в тени фронтмэна. Ленинград — антипод таких групп и в этом смысле ближе к The Beatles. Сергей в одном из своих интервью так и сказал. Кстати, о плясках. Под песню «Дачники», особенно любимую в народе, Шнур организовал микротанцы вприсядку. Почему микротанцы? Потому что сидящим в креслах танцевать запрещено (что повально нарушалось и что неимоверно бесило охранников и веселило меня), а теснящимся в танцпартере танцевать с размахом было проблематично. Микротанцы вприсядку представляют собой обычные танцы вприсядку, но уменьшенные в масштабе размаха в три-четыре раза, что идеально для ограниченного пространства. Я убедился, что Сергей мастерски работает с публикой. Ближе к концу концерта он, шутя, упрекнул сидящих в том, что у них железные нервы и попросил всех встать под очередную песню. Кажется, это была «Свобода». А под композицию «Как охуенно просто и просто охуенно», своего рода «Imagine», вполне можно было бы зажечь свечи — очень органично бы смотрелось: просветлённый народ с огоньками в руках, плавно покачиваясь, напевает:

[quote style=»1″]

Просто светит солнце,
Просто во Вселенной
Как охуенно просто
И просто охуенно…

И снисходит благодать.

[/quote]

Сокрушительные и традиционные требования биса Шнур предвосхитил фаталистично-ироничным «Ну что, без биса ведь вряд ли обойдёмся, да?» и, в результате вышел постскриптум… три раза, чем подтвердил свою тягу ко всему грандиозному (размах Шнурова известен давно — то на борту «Авроры» выступит, то по пьяни у аскающего гитариста отнимет гитару и начнёт голосить свои песни прямо на улице). Концерт длился около трёх часов. Было исполнено порядка 27 песен. Сотни людей вышли удовлетворёнными, хотя и не умиротворёнными, у многих еще чесались кулаки подраться. Вот такой он, русский психоанализ. Шнуротерапия. Вот такая она, народная любовь. Я без зазрения совести резюмирую: Ленинград — народная группа в истинном смысле этого слова!

Ленинград в Воронеже, Event-hall

Пресс-конференция

А на пресс-конференции, которая проходила перед концертом, под оглушительные забои разогревающихся на саундчеке музыкантов, мы со Шнуром немного побеседовали о моде – о природе.

— Сергей, какая из исторических эпох вам наиболее интересна?

— Историю я воспринимаю как процесс. Линейный ли он, спиральный или квадратный. Нет ничего хуже куска, вырванного из контекста. В любом историческом периоде есть что-то интересное.

— А если взять историю нашего шоу-бизнеса… Вы участвовали как-то в телевизионном проекте «История российского шоу-бизнеса» вместе с журналистом Борисом Корчевниковым. Так вот, насколько интересно было вам в нём участвовать и кем вы себя ощущали: археологом или патологоанатомом? Ведь наш шоу-бизнес по сути мёртв.

AwUsHrJ9tiI— Шоу-бизнес — это неотъемлемая часть экономики. А у нас экономика искусственная: поливаются те растения, которые не растут, существует противоестественный отбор. В шоу-бизнесе всё то же самое: в телевизоре чаще мелькают те люди, которые хуже всего поют и у которых слабый материал, на мой взгляд.

— Написание саундтреков к фильмам — одна из ваших ипостасей. А вот как вы думаете, можно ли плохим саундтреком испортить хороший фильм?

— Можно, пожалуй. У нас вообще удивительные вещи происходят в стране. Конечно, можно.

— В своём интервью журналу GQ вы как-то сказали, что не смотрите фильмы, вышедшие после 1985 года. Это было сказано всерьёз?

— Да, был такой момент в моей жизни. Я сидел одно время на американских детективах, где герой ходил в кожаных куртках и широких шляпах. Там ещё фанк играли. Фанк я люблю. А кино и телевидение я сейчас вобще не смотрю. Разочаровался я в движущихся картинках. Телевизор свой отдал знакомому. Подумайте сами: я очень долго пил, перепробовал практически все наркотики, изобретённые человечеством. С моей расшатанной психикой смотреть телек противопоказано.

— Наш портал отличается свободным стилем. Как вы относитесь к гонзо-журналистике? Жив ли этот жанр или он умер вместе с Хантером Томпсоном?

— Гонзо? Откройте любой блог, зайдите вконтакт. Вот вам гонзо.

— Так это же хлам. Разве это гонзо?

— Ну да. Это и есть хлам. Такое перерождение гонзо, победившая гонзо-журналистика.

— А если не о хламе, а например о книгах. Что сейчас читаете?

— Недавно я приобрёл себе всего переведённого Мишеля Уэльбека, вот его и читаю. Ещё Пелевина «Batman Apollo».

— А «Возможность острова» читали?

— Конечно.

Ленинград в Воронеже, Event-hall— Эта книга вроде бы вдохновила Игги Попа на создание альбома «Preliminaires», записанного отчасти в жанре французского шансона. Слышали этот альбом?

— Да, слышал, но по-моему он не совпадает с настроением Уэльбека. Потом Игги Поп — американец, ему вообще не понять французскую культуру, да и вообще европейскую. Да и что может сказать по поводу большого литературного произведения человек, до сих пор прыгающий по сцене с голым торсом?

— А вот ещё о Франции. В фильме «Любовь хулигана», вышедшем в русском прокате, вы озвучивали героя Сержа Генсбура. Он вам близок?

— Да, он мне несомненно близок. Но французского во мне ничего нет, как вы понимаете.

— А вот вопрос, давно волновавший меня. В одной вашей песне такой припев: «Любит наш народ всякое говно». Это же ведь цитата из «Беспонтового пирожка» Егора Летова. Один мой знакомый назвал это плагиатом. Разъясните ситуацию.

— Да, из «Беспонтового пирожка». Слова вот эти очень сильные, они бы для гимна подошли, думал я. А у Летова этой гимновости не хватало. Вот я и написал полноценный гимн. И он получился.

Вопросы о личной жизни музыканта, о том, бросил ли Шнур пить, что он думает о Стасе Михайлове, о проектах Макса Фадеева и о том, ездит ли он на дачу, задавали журналисты ведущих воронежских СМИ. Ответы на них вы найдёте на любом сайте многотиражек. Я, как и ожидал, получил приятные впечатления от концерта и пресс-конференции. Шнур произвёл на меня впечатление человека со вкусом, внутренним тактом, естественного и умного. Если бы была возможно приватно побеседовать за бутылочкой вискаря о музыке, истории, книгах, женщинах и о прочих радостях жизни — я бы не отказался.

Приблизительный треклист концерта

Пары песен может не хватать, да и порядок, вероятно, немного перепутан )

Се ля ви
Музыка для мужика
И больше никого
Сладкий сон
Пару баб
Почём звонят колокола (Москва)
WWW
Пиздабол
Заебал
Турбобой
Терминатор
Хуй меня сломишь
Супергуд
Менеджер
Огонь и лёд
…[Песня Севы] Ты охуительна
День рождения
Ехай нахуй [Песня Пуза] Дачники
И так далее
Когда ты рядом
Как охуенно просто
P.S.:
Обними меня
Свобода
Налейте мне ещё бокальчик
Жопа
Мы за всё хорошее

Фото Константина Добровицкого