Аквариум_и_Борис_Гребенщиков_в_Воронеже_nunadozhe.ru

«Борис Борисович умеет удивлять» — эта истина вновь подтвердилась на прошлой неделе в Воронеже. Отметив в прошлом году 4000-летие Аквариума, БГ в году текущем заявил, что прекращает общение с прессой и даёт в составе своего неисчерпаемого коллектива последние концерты. Если это и так — то нам действительно довелось увидеть нечто странное. Во-первых, абсолютно все афиши по городу гласили: «Борис Гребенщиков. Домашний концерт» — и огромная фотка БГ, своеобразно играющего пальчиками. Однако в концерте помимо Гребенщикова участвовало ещё три человека — получается, что Борис Борисович идентифицирует себя с остальными музыкантами? :) Далее — лидер Аквариума набрал своеобразный состав, выгнав легендарного Титова (а вместе с ним и бас-гитару как вид), позвал гитариста по фамилии Зубарев, с которым сотрудничал в начале 90-х, оставил на клавишах своего верного друга и тёзку Рубекина и барабанщика Шара. В таком составе группа сыграла песни практически всех лет существования легендарного Å. Помнится, в 82 году рядом с этой буквой на обложках БГшных альбомов ставился вопросительный знак; думаю,что в связи с нынешними, одному БГу понятными перетрубациями этот замечательный знак препинания стоит снова задействовать. Концерт, как и год назад, начался с акта свободы: после первой песни под названием «Древнерусская тоска», БГ пригласил всех желающих сидеть прямо на сцене. Однако, в отличие от прошлого воронежского концерта, забраться на сцену удалось на всем —  стражи порядка чётко регламентировали количество душ на долю музыкантов. Первый час концерта лично мне напомнил разминку: команда играла довольно проходные свои вещи, причем их самый стандартный набор, почти ничего из нового (за исключением единственной песни из «Архангельска»), и делала это, имхо, достаточно вяло. То, ради чего 90% зрителей купили билеты на концерт, началось попозже, причем репертуар второй половины концерта — это был третий сюрприз вечера от БГ и ко. Прозвучали песни практически всех периодов существования группы: «Мой муравей» (1974!!), «Блюз свиньи в ушах», «Блюз простого человека» — это семидесятые; «Второе стеклянное чудо», «Герои», «Иванов», «Очарованный тобой», «Возьми меня к реке», — восьми десятые; «Навигатор», «Максим-лесник», «Цветы Йошивары», «8200», «Не пей вина, Гертруда», «Гарсон №2» — суровые девяностые; «Нога судьбы», «Зимняя роза», «Ткачиха» — первое десятилетие нового века. Удивило то, что никогда не оглядывающийся назад БГ вдруг залез так глубоко в себя и своё творчество.

Аквариум_и_Борис_Гребенщиков_в_Воронеже_nunadozhe.ru

Новый старый гитарист играл странно: длина его партий не превышала нескольких нот, однако слушались они довольно гармонично. На песне «Возьми меня к реке» БГ, как и выступавишй пару месяцев назад в «Полтиннике» Шахрин, потребовал людей на сцену; только если в случае с «Чайфом» это были дети, то станцевать и сыграть на бубнах с Гребенщиковым вышли (по его просьбе, конечно) исключительно дамы, и это короткое шоу закончилось тем, что каждая из них облобызала лидера группы. Разумеется, был бис, состоявший примерно из трёх композиций. В общем, всё вроде как всегда, но «в игре наверняка что-то не так». Из восьми концертов «Аквариума», на которых мне доводилось бывать (в том числе и в Москве) этот — наиболее непонятный. Но непонятный со знаком плюс, а это хорошо. Борис Борисович умеет не только удивлять, но и интриговать — куда понесёт Боба после окончательного распада этой группы (да и состоится ли он?) — неизвестно никому. Возможно даже Гребенщикову.

Фото Ларисы Карпызиной.