jaky_terrasson_Voronezh_nunadozhe

30 мая в Воронеже прошёл концерт французского трио Жаки Террассона. Это выступление стало необычным по двум причинам: во-первых, не так часто в наш город приезжают звёзды мирового джаза уровня Террассона; во-вторых, этот концерт стал закрытием первых воронежских джазовых сезонов, которые были объявлены осенью прошлого года. И первый, и второй факт нужно прокомментировать особо.

Осенью 2012 года организаторы «Джазовой провинции» удивили всех, устроив внеплановый концерт московской команды «Маримба плюс». Тогда же заговорили о загадочных джазовых сезонах. Но никто из слушателей тогда не думал, что событие приобретёт такой размах. Слишком долго воронежцы привыкали к тому, что джаз бывает ровно три дня в году — во время передвижного фестиваля «Джазовая провинция», а потом целый год можно смаковать свои впечатления до следующего фестиваля. Организаторы решили сломать этот шаблон и дать воронежским меломанам возможность наслаждаться любимой музыкой круглый год. К делу подошли основательно, и во время сезона в месяц иногда проходило по нескольку значимых музыкальных событий. Здесь стоит вспомнить и о концерте группы «Маримба плюс», собирающей со всего мира этнические мотивы; и о громком совместном выступлении трио Владимира Волкова и Сергея Старостина, пытавшихся скрестить джаз и русские народные песни; и о джазовых обработках Шопена в исполнении польского трио Анджея Ягодзинского; и о выступлениях местных музыкантов – Игоря Файнбома и Николая и Леонида Винцкевичей в книжном клубе «Петровский». Но это только верхушка айсберга: невозможно каждую неделю приглашать в город мировых знаменитостей, это должно оставаться на десерт. Но чтобы было кому играть джаз каждый день, надо организовать в городе джазовое образование. Именно это и случилось, когда в музыкальном колледже открылось джазовое отделение, которое возглавил воронежский патриарх джаза Игорь Файнбом.

jaky_terrasson_Voronezh_nunadozhe_02

Завершением этих трудов стал прошедший 30 мая концерт Жаки Террассона. Организаторы «Джазовой провинции» не раз жаловались журналистам, что у них нет возможности приглашать по-настоящему громкие имена: и средств не хватает, и подходящих площадок в городе нет. Но под конец джазового сезона они приберегли для слушателей настоящий подарок: Жаки Террассон по версии журнала «The New York Times» был назван одним из тридцати музыкантов 90-х годов, которые изменят американскую музыкальную культуру ближайших десятилетий (наряду с Патрисией Барбер и Уинтоном Марсалисом). Он пришёл в джаз из классической музыки, закончил Беркли-колледж в Америке. Там же завоевал популярность, сначала как один из музыкантов легендарной певицы Бетти Картер, а потом и как самостоятельный художник. Известность пришла к пианисту в 1993 году, когда он получил престижную премию имени Телониуса Монка. Позже вышел дебютный альбом «Jacky Terrasson», выпущенный на ведущем лейбле того периода «Blue Note». С особым энтузиазмом музыкальные критики восприняли его совместный альбом с Кассандрой Уилсон «Rendezvous» и «What It Is», с саксофонистом Майклом Бреккером. Зато следующий альбом джазовых обработок известных французских шлягеров «A Paris…» завоевал особую любовь публики. В последующие годы Террассон много записывался с ведущими американскими и европейскими джазменами (Ди Ди Бриджуотер, Дайан Ривз, Джимми Скотт, Том Харрелл, Стефон Харрис и др.) Сейчас он работает преимущественно во Франции и США, а его основной лейбл с 2012 года — Universal Music France. Именно здесь вышел его самый свежий альбом «Gouache», в поддержку которого и устроен концертный тур по России.

Критики прозвали Жаки Террассона «пианистом счастья», в чём воронежская публика смогла убедиться на прошедшем концерте. В игре Террассона чувствуются и большая классическая подготовка, и лучшие традиции импровизационной музыки. Мелодии звучат очень прихотливо, как будто музыкант сам не знает, куда его заведёт музыкальная тема. Вообще, Террасон славится своей всеядностью: в его репертуаре и авторские аранжировки классических композиторов (Дебюсси, Сати, Равеля), и авангардные эксперименты, и эстрадные хиты в необычной обработке. Первой композицией, которую сыграло трио, была всеми любимая песня «Bésame Mucho». В исполнении музыкантов она звучала просто потрясающе. Известная мелодия умело закамуфлирована, необычные повороты темы дают свежий взгляд на несколько избитое музыкальное произведение. Это вообще характерно для всех работ три Террассона: когда они начинают играть, невозможно распознать, что звучит, и лишь постепенно в музыке начинают проглядывать знакомые мотивы. В какой-то момент Террассон встаёт из-за пианино и садится в углу сцены, а в следующие десять минут звучит потрясающее африканское соло на барабанах. Если честно, для меня это было самым потрясающим моментом в концерте. Барабаны Чака Тайсона могут заменять собой целый оркестр: в них звучат и народные ритмы, и мощь ударной секции классического рока. Вообще же концерт стал яркой точкой для напряжённого первого джазового сезона. Игра Жаки Террассона — это и неторопливая меланхолия джазовых стандартов, и пулемётная скорость игры, и постоянная смена тем в музыке, и резкие авангардные пассажи. Пианист почти не убирал руки с инструмента: не успевали слушатели похлопать, как одна мелодия перетекала в другую. Причём все они были схожи, как части гипертекста импровизационной музыки.

Фото Ларисы Карпызиной.