«Я отказываюсь быть инстинктом, в который меня хотят превратить», — эту фразу в финале второго отделения не услышала половина зрителей, которые пришли на спектакль эстонского театра NO99.
Хороший педагог или просто образованный человек теоретически должен прочитать или хотя бы иметь представление о произведении А.С. Макаренко «Педагогическая поэма». И если человек связан с театром, то он наверняка слышал о системе Станиславского, описанной в книге «Работа актёра над собой». Постановщики Энее-Пийз Семпер и Тийт Оясоо создали свою картину по мотивам этих книг, и при этом отошли на определённую дистанцию от их содержания. Тем не менее, основная идея осталась: Макаренко выступал против использования для детей элементов тюремного режима и в отношениях с воспитанниками придерживался принципа «Как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему».
Солидные интеллигентные люди (в большинстве своём «высоких нравов») прочитали название и краткое описание, после чего, ассоциировали его с тем, чему их научили эти книги и подумали «Это нельзя пропустить!». Второй день Платоновского фестиваля многих заставил быть осторожнее в дальнейшем с выбором из него культурной программы для себя. Интерпретация «Педагогической поэмы» не просто удивила — она ошеломила зрителей.
Первая сцена начинается с непонятных слов девушки на эстонском языке. В программе было указанно, что это эстонский театр, но про язык спектакля — ни слова. Пока не включили субтитры, была надежда на то, что актёры всё-таки заговорят по-русски. Но основная проблема для публики оказалась всё же не в этом. Далеко не каждый из той аудитории был способен правильно воспринимать авангардное искусство. Не исключено, что спектакль просто рассчитан на более молодую публику.
Ближе к середине спектакля шокированный вульгарным поведением героя в одной из сцен, эмоциональный мужчина средних лет встал и возмущенно обратился к артистам: «Как вам не стыдно? Это же Платоновский фестиваль!!..». Голос из зала выкрикнул: «Не нравится — домой!». Мужчина, вспомнив, что артисты не понимают русский, показательно разорвал свой билет на мелкие кусочки, яростно бросил на сцену и вышел из зала. За ним последовали и другие. Оставшаяся часть зала поддержала артистов аплодисментами.
То, что есть в жизни, мы не привыкли показывать на сцене. Спектакль действительно содержал много аморальных сцен. Доходило даже до имитации поведения сексуальных меньшинств. Ребята не стеснялись раздеваться, прыгать по сцене в чём мать родила и бросаться обсценной лексикой. Иногда просто по-другому не покажешь саму суть жизни и глубину её проблем. Это выходит за рамки общепринятого понятия о театре в России.
«Мир разный, это искусство определённой страны, которое стоило посмотреть, меня распирала гордость за театр» — поделился довольный зритель.
Постановка выразила особое авторское видение проблемы воспитания: протест, бунт против системы, отвержение авторитарных методов. Человек, которого пытаются подчинить, заставить быть «таким», а не собой, замыкается в себе, наступает противоречие между его собственным «я» и тем, каким ему говорят быть. Вживаясь в роль, артист забывает быть собой.
Одна из героинь в своём заключительном монологе рассуждает о том, как она запуталась. Она хочет жить и одновременно не хочет, у неё в душе осталась только бесконечная скука и жалость к себе.
Я никогда не видела более естественной игры. Настолько раскрепощено и натурально, что в некоторых моментах захватывало дух, замирало сердце. С умеренным чувством юмора артисты раскрывали нам глаза на тёмные стороны жизни. Нельзя не отметить качественно поставленные хореографические сцены: танец-ссора, танец-любовь — исполнялись чувственно и ярко, и слова здесь лишние. Музыка, брызги воды… и характерными движениями уже всё сказано. В то же время и вокальным данным артистов можно только позавидовать.
Зал аплодировал стоя.
После спектакля уже возле выхода на ступеньках началось активное обсуждение. Выяснилось, что каждый увидел в постановке что-то своё. Думаю, этого и добивались авторы постановки.
1 отзыв
thompson пишет:
20 Июн 2013
Вообще постановка странная. Она наполнена массой мелких приятных фишек, но скорее походит на парад этих фишек, чем на осмысленное произведение. Очень много юношеской энергии, крайне мало смысла. Очень много экспрессии и жизни, но вся она ради себя самой. Это то, что называется «автор исследует».