Pedagogicheskaya_poema_platonovsky_festival_Voronezh_nunadozhe.ru_4

«Я отказываюсь быть инстинктом,  в который меня хотят превратить», — эту фразу в финале второго отделения не услышала половина зрителей, которые пришли на спектакль эстонского театра NO99.

Хороший педагог или просто образованный человек  теоретически должен прочитать или хотя бы иметь представление о произведении А.С. Макаренко «Педагогическая поэма». И если человек связан с театром, то он наверняка слышал о системе Станиславского, описанной в книге «Работа актёра над собой». Постановщики Энее-Пийз Семпер и Тийт Оясоо создали свою картину по мотивам этих книг, и при этом отошли на определённую дистанцию от их содержания. Тем не менее, основная идея осталась: Макаренко выступал против использования для детей элементов тюремного режима и в отношениях с воспитанниками придерживался принципа «Как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему».

Солидные интеллигентные люди (в большинстве своём «высоких нравов») прочитали название и краткое описание, после чего, ассоциировали его с тем, чему их научили эти книги и подумали «Это нельзя пропустить!». Второй день Платоновского фестиваля многих заставил быть осторожнее в дальнейшем с выбором из него культурной программы для себя. Интерпретация «Педагогической поэмы» не просто удивила — она ошеломила зрителей.

Первая сцена начинается с непонятных слов девушки на эстонском языке. В программе было указанно, что это эстонский театр, но про язык спектакля — ни слова. Пока не включили субтитры, была надежда на то, что актёры всё-таки заговорят по-русски. Но основная проблема для публики оказалась всё же не в этом. Далеко не каждый из той аудитории был способен правильно воспринимать авангардное искусство. Не исключено, что спектакль просто рассчитан на более молодую публику.

Pedagogicheskaya_poema_platonovsky_festival_Voronezh_nunadozhe.ru_3

Ближе к середине спектакля шокированный вульгарным поведением героя в одной из сцен, эмоциональный мужчина средних лет встал и возмущенно обратился к артистам: «Как вам не стыдно? Это же Платоновский фестиваль!!..». Голос из зала выкрикнул: «Не нравится — домой!». Мужчина, вспомнив, что артисты не понимают русский, показательно разорвал свой билет на мелкие кусочки, яростно бросил на сцену и вышел из зала. За ним последовали и другие. Оставшаяся часть зала поддержала артистов аплодисментами.

То, что есть в жизни, мы не привыкли показывать на сцене. Спектакль действительно содержал много аморальных сцен. Доходило даже до имитации поведения сексуальных меньшинств. Ребята не стеснялись раздеваться, прыгать по сцене в чём мать родила и бросаться обсценной лексикой. Иногда просто по-другому не покажешь саму суть жизни и глубину её проблем. Это выходит за рамки общепринятого понятия о театре в России.

Pedagogicheskaya_poema_platonovsky_festival_Voronezh_nunadozhe.ru_1

«Мир разный, это искусство определённой страны, которое стоило посмотреть, меня распирала гордость за театр» — поделился довольный зритель.

Постановка выразила особое авторское видение проблемы воспитания: протест, бунт против системы, отвержение авторитарных методов. Человек, которого пытаются подчинить, заставить быть «таким», а не собой, замыкается в себе, наступает противоречие между его собственным «я» и тем, каким ему говорят быть. Вживаясь в роль, артист забывает быть собой.

Одна из героинь в своём заключительном монологе рассуждает о том, как она запуталась. Она хочет жить и одновременно не хочет, у неё в душе осталась только бесконечная скука и  жалость к себе.

Pedagogicheskaya_poema_platonovsky_festival_Voronezh_nunadozhe.ru_2

Я никогда не видела более естественной игры. Настолько раскрепощено и натурально, что в некоторых моментах захватывало дух, замирало сердце. С умеренным чувством юмора артисты раскрывали нам глаза на тёмные стороны жизни. Нельзя не отметить качественно поставленные хореографические сцены: танец-ссора, танец-любовь — исполнялись чувственно и ярко, и слова здесь лишние. Музыка, брызги воды… и характерными движениями уже всё сказано. В то же время и вокальным данным артистов можно только позавидовать.

Зал аплодировал стоя.

После спектакля уже возле выхода на ступеньках началось активное обсуждение.  Выяснилось, что каждый увидел в постановке что-то своё. Думаю, этого и добивались авторы постановки.