В рамках Международного Платоновского фестиваля 8, 9 июня зрителям Воронежа был представлен спектакль «Шёпот стен», созданный и исполненный дочерью и внучкой гениального Чарли Чаплина. В удивительных сценах, наполненных добрым юмором и волшебными фокусами, была рассказана трогательная история о жизни, людях и творчестве.
8 и 9 июня Воронежу выпала честь принимать на сцене Концертного зала (бывшего Театра драмы) постановку нашумевшего в Европе спектакля «Шёпот стен». Режиссером выступила Виктория Тьере-Чаплин, а главную роль исполнила Аурелия Тьере. Виктория и Аурелия — дочь и внучка самого известного в мире актёра Чарли Чаплина. Да, в этой семье актёрский талант и сопутствующее ему чувство юмора передаются из поколения в поколение.
В программе спектакля содержалось несколько ранее опубликованных рецензий. Как писали их авторы, героиня Аурелии (женщина, готовящаяся к переезду, уже сидящая «на чемоданах») внезапно похищена неким чудовищем, но ей удается бежать. Она карабкается по крышам, забирается в окна чужих квартир, видит разные истории, и повсюду оживают существа, созданные её живым воображением. В своём приключении она удивительным образом находит двух помощников. Естественно, когда началось действо, я ожидала увидеть именно тот сюжет, о котором читала. Ведь ссылки в программе были на довольно авторитетные издания. Но спектакль оказался совершенно о другом! Во-первых, героиня не просто переезжала, это было выселение, предшествующее сносу старого дома. Какой-то мужчина, вероятно, прораб, постоянно врывался в её квартиру и заставлял собирать всё ещё неупакованные вещи. Женщина что-то складывала в коробки, но быстро оставляла свои слабые попытки. Эти сборы и весь дальнейший спектакль были наполнены чудесами. Первый вздох восхищения вырвался у публики, когда уставшая Аурелия опустилась на стул, закурила и выпустила дым… сразу из двух ушей. Ещё один фокус в самом начале представления актриса показала, когда сама залезла в большую коробку, предназначенную для переезда, скрылась в ней, а встала через секунды, но уже из другого коробка, в нескольких метрах от первого. Как и говорили критики, все в спектакле напоминало о трюках великого Чарли Чаплина. Похитивший девушку монстр, представляющий собой лестницу-этажерку, замотанную в полиэтилен, действительно присутствовал, но он играл роль только в фантазиях героини, опечаленной вынужденным переселением и позволившей себе помечтать в последние часы жизни старого дома. Таким образом, происходящее на сцене было грезами человека, способного силой воображения превратить обыкновенную стремянку в чудовищного исполина. Проще дело обстояло и с так называемыми «помощниками» в бегстве. Это были поклонники Аурелии, очарованные ею, искавшие ее по всем крышам города. Увиденное зрителем было не просто набором ярких картинок, в них заключалось многое, в том числе и маленькая история любви. Герои то встречались, танцевали, проводили время вместе, то расставались и потом снова искали друг друга. Одним из этих двоих мужчин был вредный прораб, так настойчиво заставлявший Аурелию поскорее заканчивать затянувшиеся сборы.
Теперь я могу изложить последовательность действий представления и понимаю, чему они посвящены. Но когда я сидела в зале и пыталась совместить заявленное в программе с происходящим на сцене, я не видела никакого смысла. Я начала думать, что, наверное, вообще не способна ничего понять. В лицах окружающих я видела вовлечённость в спектакль и радость, но сама этих чувств не испытывала. Только восхитительная музыка и декорации удерживали моё внимание и не дали уйти в свои мысли. Однако во время одной из сцен, когда герой, которого я окрестила «прорабом», выручил героиню в сложной ситуации, я вдруг почувствовала спектакль, действие захватило меня, я стала сопереживать персонажам. Стены, чей шёпот слышала Аурелия, вовсе не рассказывали ей истории, хотя именно такой вывод можно было сделать, если читать анонсы спектакля. По крайней мере, то были рассказы не о чужих жизнях. Героиня придумывала и создавала таинственный мир сама, и окружающие люди заняли там отведённое им место. Произведение посвящено внутреннему мироощущению каждого человека. Стены подлежащего сносу дома шептали свои фантастические сказки именно Аурелии, которая восприняла их своей чувствительной душой и прожила такие необыкновенные минуты в старом здании. Это спектакль о том, что нужно прислушиваться к окружающему нас миру, ведь он полон чудес, а также о воображении, фантазии и природе творчества. И значит, каждый зритель был вправе увидеть в этом произведении искусства что-то своё, совершенно особое.