Что чувствует человек, когда покидает навсегда место, в котором прожил всю жизнь? О чём он думает? Какие картины всплывают перед его глазами, что мешает ему расстаться с домом?
Воспоминания.
Скрип пола.
Вид из окна.
Сны.
И самое главное — шёпот стен. А стены шепчут о многом.
Этому и посвящён спектакль французской компании «Маленькие часы». Концепция и постановка Виктории Тьере-Чаплин.
Дом героини (Аурелия Тьере) предназначен на снос, и её, естественно, выселяют. Смириться ей с этим сложно, документ (согласие на снос, или акт передачи дома, понять сложно — спектакль практически без слов) она подписать не хочет. Нехотя возится с коробками, вещами, которые постепенно начинают оживать и окутывать её воспоминаниями. Выносить это больше нет сил — она сбрасывает туфли на каблуках, обувает резиновые сапоги и пытается убежать от этих документов, да и вообще от переезда куда глаза гладят.
А глядят они не перед собой, а внутрь себя. И героиня бежит в перемешанные с прошлым фантазии, ассоциации, страхи.
На сцене меняются вырастающие и наплывающие друг на друга высотки, Аурелия взбирается по ним, балансирует на бельевых верёвках… Хорошие воспоминания чередуются с плохими — вот на сцене исполняется романтический танец, а вот героиня поднимается по фасаду здания, пытаясь убежать от маленьких демонов, которых Виктория Тьере-Чаплин вводит в спектакль с помощью игры света.
Вот девушка срывает обои со стены, ещё слой, и ещё! Под толстым слоем бумаги — фотография. И снова — поток воспоминаний, море, чайки, лодка… Обычная целлофановая плёнка благодаря работе актрисы превращается в чудовище, заглатывающее героиню, а пиджак с приделанной к нему маской — пьяным мужчиной, пытающимся её соблазнить.
[pullquote align=»left»]Также смотрите фоторепортаж со спектакля.[/pullquote]Аурелия окружена людьми — большинство из них безлики, в масках — как тысячи лиц, с которыми ей приходилось сталкиваться на протяжении жизни здесь. В фантазии героини периодически врываются её муж, который торопит её со сборами и переездом, и мужчина с бумагами на снос, требующий подписи. Они — словно мост между настоящим миром и фантазиями героини.
Обыгрывается тема больницы — время от времени Аурелия оказывается на больничной койке и спасается от санитаров, чтобы снова оказаться в мире иллюзий.
В конце спектакля, навспоминавшись и наумилявшись, героиня тонет в целлофановом море. Её спасает муж. Но спасает ли? Бумаги подписаны, и дом, изображённый на натянутой на железной рее ткани, с треском падает вниз.
Спектакль полностью состоит из маленьких зарисовок, словно снов. Кто-то, сидящий рядом ниже, вполголоса возмутился, что не увидел актёрской игры. Не по Станиславскому. НЕ ВЕРЮ.
А мне понравилось. Работа с предметами просто потрясла, акробатические номера — танцы на бельевых верёвках и в воздухе — потрясающие. А особенная актёрская игра в этом совершенстве просто не требуется.