Спектакль "Повесть о господине Зоммере" Воронеж, рецензия - нунадоже.ру отчеты, рецензии, концерты и премьеры Воронежа

В декабре этого года исполняется 50 лет Театру юного зрителя. В честь праздника с 14 по 19 октября в Воронеже прошёл фестиваль «Молодой театр».

На самом деле, день рождения ТЮЗа будет только в конце декабря, поэтому основная праздничная программа ещё впереди. Но уже сейчас его приехали поздравить коллеги из других городов и показали в Воронеже самые интересные постановки из своего репертуара. Так, почти не выходя из дома, воронежцы смогли увидеть лучшие спектакли, адресованные молодым, санкт-петербургского ТЮЗа им. Брянцева, московского ТЮЗа, РАМТа, пермского ТЮЗа и орловского театра для детей и юношества «Свободное пространство». Сам юбиляр показал свою долгожданную премьеру «Моя любовь Электра» в постановке Александра Латушко. Возможно вы уже слышали о традиционном театральном фестивале, устраиваемом ТЮЗом для детей и молодёжи уже больше 10 лет. В этом году он лишь поменял название: «Молодой театр» — это не только указание на адресность постановок, но и отсылка к прошлому нашего города. Мало кто знает, что до войны в Воронеже существовал «Молодой театр», который был возрождён в 1963 году.

Оценивая прошедший фестиваль, нельзя не отметить профессионализм и безупречный вкус его организаторов. Крупные театральные события происходят в нашем городе не так уж часто. Поэтому прошедшее действие почти не с чем сравнить, кроме, пожалуй, лишь Платоновского фестиваля искусств, где большое внимание уделялось театральной программе. Если проводить параллели, фестиваль «Молодой театр» получился гораздо интереснее, ярче и даже масштабнее последнего. И я не оговорилась. Несмотря на сжатые сроки фестиваля, он привёз в Воронеж знаковые постановки. Театральные работы, которые показывались и обсуждались во всем мире; ставшие фирменным знаком для своих коллективов. Чего стоят хотя бы имена прославленных режиссёров Миндаугаса Карбаускиса или Камы Гинкаса, стоящие на афише фестиваля. Но самое главное, он показал, что, даже не вытаскивая на сцену обнажённых актеров, театр вполне может  говорить со зрителем современным языком на самые актуальные темы.

Спектакль "Будденброки" Воронеж, рецензия - нунадоже.ру отчеты, рецензии, концерты и премьеры Воронежа

В рамках текста, к сожалению, получится осветить события не всех театральных дней. Фестиваль начался со старой доброй классики. На открытии играли знаменитую постановку Миндаугаса Карбаускиса в РАМТе «Будденброки». С одноименного романа началось творчество Томаса Манна и становление РАМТа в том виде, в каком мы его знаем. Умение ставить на сцене  прозу стало визитной карточкой театра. Сложное многогеройное повествование о нескольких поколениях немецких бюргеров семьи Будденброк в конце концов свелось к истории 7 членов семьи. Карбаускис разбавляет историю вырождения богатого семейства огромным количеством юмора и остроумных шуток. Но такие категории как тяжеловесность и ход времени не исчезают из повествования, а закладываются в сценографию. Она отражает три хрестоматийные основы немецкого общества: Kirche – массивные балки над сценой и силуэт католической церкви на заднем фоне, Küche – обеденный стол, за которым собирается вся семья,  и Kinder. Позже добавляется еще один элемент – пианино, которое раскалывает семью. Музыка в спектакле становится средством общения, не случайно жена Тома – Герда, не произносит ни одного слова за весь спектакль, а лишь музицирует. Режиссер очень аккуратно и со вкусом играет со временем: вначале дети – Том, Христиан и Тони появляются в джинсах, кедах и белых маечках. Это становится символом молодости, искренности и чистоты. Но со временем, когда они предают себя и становятся всё больше похожи на своих родителей-бюргеров, они переодеваются в туфли, галстуки и классические костюмы. На примере этих троих детей зритель видит разные варианты выхода для угасающего рода, ни один из которых не гарантирует спасения. Несообразительный прагматичный Том (Илья Исаев) идёт по пути отца и становится главой фирмы, а позже сенатором. Христиан (Виктор Панченко) – романтик и гуляка, женившийся на проститутке и закончивший свои дни в психбольнице. До конца действия он так и остается в джинсах. Но главным героем спектакля становится огромный коричневый фолиант – семейная тетрадь, в которую заносятся все важнейшие события. Из любых человеческих страданий и радостей она может сделать лишь пару сухих строк. Герои действуют под постоянным присмотром этого «неусыпного ока» и вынуждены ломать свою жизнь во имя репутации семьи. В финале это воплощается в реализованной метафоре: когда все умершие члены клана застывают рядом с пианино в картинных позах, как для групповой фотографии, и наблюдают за последними действиями Тони (Дарьи Семеновой) – единственной, оставшейся в живых. Карбаускис – один из немногих режиссёров, который ставит в театре глобальные вопросы о путях развития общества и страны, и это не выглядит вульгарно. Спектакль превращается в критику буржуазных капиталистических отношений и их лицемерия: внешне всё благопристойно, а за стенами дома может разворачиваться трагедия. Самой запоминающейся сценой спектакля становится момент, когда Христиан жалуется матери, что он никому не нужен. Но семья уже приняла решение удалить его из дома, чтобы не наносить урона репутации, и она лишь томно достает кошелек и откупается от своего сына. Деньги взамен обычного человеческого сочувствия. По ходу действия юмор и ирония перерастают в гротеск, а герои превращаются в настоящих монстров, мучающих себя и друг друга.

Окончание фестиваля было отмечено не менее достойным спектаклем – «Скрипкой Ротшильда» московского ТЮЗа в постановке Камы Гинкаса. Этот спектакль – завершающая часть трилогии «Жизнь прекрасна. По Чехову», состоящей также из «Дамы с собачкой» и «Черного монаха». Кама Гинкас известен тем, что изобрёл свой способ прочтения русского классика. Он растягивает рассказ из четырех страничек почти на полтора часа непрерывного сценического действия. Актеры проговаривают каждую фразу рассказа, причем зачастую один из них начинает её, а заканчивает другой. Некоторые фразы многократно повторяются. Так создаются дополнительные смыслы и подтексты. Действия героев сопровождают и иллюстрируют чеховские слова. Актеры выполняют поистине сложную задачу, заключающуюся в создании полноценных характеров с использованием отстранённых комментариев к действиям своих персонажей. Этот спектакль прославился не только необычным подходом к Чехову, но и прекрасными актёрскими работами. Два народных артиста России играют главных героев разворачивающейся драмы. Валерий Баринов создает на сцене образ мрачного гробовщика Бронзы. Человека, в котором почти не осталось ничего человеческого, только примитивные, грубые чувства. Игорь Ясулович играет забитого музыканта-еврея Ротшильда, которого Бронза ненавидит и обижает… просто так. Изначально вся сцена заставлена большими деревянными гробами. Бронза живет в почти потустороннем мире, где жизнь и смерть поменялись местами. Создается ощущение, что он сам уже наполовину мертвец. Первые человеческие чувства начинают пробуждаться в его душе с болезнью жены, которую играет заслуженная артистка России Арина Нестерова. Старик неожиданно вспоминает, что за всю жизнь он ни разу не приласкал ее, не обратил внимания, даже не догадался принести чего-нибудь вкусненького со свадьбы, где он играл на скрипке. Он отвозит её к доктору, но ничто уже не может помочь, и Бронза начинает делать гроб для ещё живой жены. Все действие разворачивается под аккомпанемент пилы, с громким стуком падающих гробов и тихой песенкой забитой женщины «Гуси-гуси, га-га-га». Режиссер превращает чеховский рассказ в фантасмагорию, показывая зрителю настоящую пляску смерти. Потому что только так, без обезболивания, можно показать муки рождения в человеческой душе раскаяния, сострадания и любви. Кама Гинкас нашел способ показать зрителям настоящего Чехова – без сентиментальности и украшательства. Ему пришлось многое додумать и добавить, но только потому, что в каждой фразе писателя в сжатом виде содержится глубокий смысл. Как психологически точно показать сложный и почти нереальный путь человека от живого мертвеца, который не помнит даже рождение и смерть своего ребенка, до озарения на пороге смерти, когда у героя вызывает ужасные муки мелкий факт собственной несправедливости к еврею Ротшильду? Именно этот эпизод почему-то становится ключевым для Бронзы, хотя можно быть уверенным, что за свою жизнь он совершал и гораздо более тяжкие проступки. Разрядка наступает со смертью героя и его победой, когда он всё же находит в себе силы признать ошибку, а свою скрипку завещает именно Ротшильду. В этой постановке заложена почти вытесненная из современного театра идея катарсиса – нравственного очищения зрителя после потрясения. Именно поэтому её так сложно смотреть, и она производит такое сильное впечатление.

Спектакль "Биндюжник и король" Воронеж, рецензия - нунадоже.ру отчеты, рецензии, концерты и премьеры Воронежа

Ещё одним спектаклем, не оценённым воронежскими критиками, но зато тепло принятым зрителями, стал мюзикл «Биндюжник и король» орловского театра для детей и молодёжи «Свободное пространство» в постановке Александра Михайлова. Сюжетной основой спектакля послужили «Одесские рассказы» и пьеса «Закат» Исаака Бабеля. Этот спектакль вызывал у меня наибольшие опасения, потому что обычно поющие и танцующие актёры драмы выглядят комично. Однако здесь все исполнители держались на уровне. Основной претензией к спектаклю стало то, что актёры не смогли выстроить целостных образов и передать психологию героев. Мне же постановка очень понравилась, а это заявление кажется лишённым смысла. Орловский театр создавал свое произведение в жанре мюзикла, а не драмы, трагедии или комедии. Это то же самое, что от балета ждать исполнения, присущего опере. Можно конечно рассуждать, уместно ли помещать содержание текстов Бабеля в такую форму, но это уже абсолютно другая постановка вопроса. Актеры прекрасно воссоздают на сцене вольную атмосферу Одессы, с её сочным языком, колоритными персонажами — контрабандистами, рыбаками и ворами, сильными страстями. На сцене сконструирован типичный одесский дворик с лестницами, разными ходами, окнами, есть даже голубятня. Тележки на колёсах превращаются то в ряд столов, за которыми празднуют свадьбу, то в синагогу, а в конце – в арестантский вагон, куда помещают героев. Из отдельных номеров складывается история противостояния между пожилым биндюжником Менделем Криком (Валерий Лагоша), на старости лет влюбившимся в молодую девушку и готового ради этого на самые безумные поступки, и его сыном – одесским «королём» воров Беней Криком (Алексей Кондрахов). Причем симпатии зрителей постоянно оказываются то на стороне одного, то на стороне другого. Автором музыки стал известный композитор Александр Журбин, а либретто написал Асар Эппель.

Спектакль "Повесть о господине Зоммере" Воронеж, рецензия - нунадоже.ру отчеты, рецензии, концерты и премьеры Воронежа

Одним из самых необычных на фестивале стал показ «Повести о господине Зоммере» — спектакля санкт-петербургского ТЮЗа им. Брянцева по Патрику Зюскинду. Его поставил совсем молодой режиссер Никита Кобелев, только в 2011 году окончивший РАТИ-ГИТИС. Может быть поэтому в спектакле есть свежий взгляд на происходящее, представление о том, как видит мир очень молодой человек, вспоминающий своё детство. Несмотря на название, вся история сводится к ряду эпизодов – встречам мальчика из благополучной семьи с деревенским чудаком, вечным странником господином Зоммером. В спектакле задействовано совсем немного актеров, поэтому им приходится перевоплощаться из роли в роль. Мальчика Патрика играет Иван Батарев, а трагического господина Зоммера – Борис Ивушин.  По сути, получился рассказ о самом обычном детстве, где находится место и играм, и лазанию по деревьям, и первой любви, и невероятным историям. Спокойное повествование разбавляется шутками и режиссёрскими находками: зрителю запоминаются и история о жуткой преподавательнице музыки (Анна Дюкова) и сопле на клавишах пианино, из-за которой ребенок не мог нажать фа-диез и получил хорошую взбучку; и забавные семейные ссоры; и состоявшееся лишь в мечтах свидание с понравившейся девочкой. А тот, чьим именем озаглавлен спектакль, появляется на сцене лишь несколько раз. Он говорит одну фразу: «Да оставьте же вы меня наконец в покое!» и навсегда скрывается в водах озера, но зрителям надолго запоминается его трагическое лицо и прихрамывающая  походка. Самым удивительным режиссёрским ходом становится самоубийство героя, нечаянным свидетелем которого оказывается Патрик. Господин Зоммер появляется за большим квадратным стеклом, и по мере рассказа мальчика, все сильнее и сильнее закрашивает его синей краской. Зритель как будто видит перед собой постепенно заходящего в воду человека. Он так и остается стоять на сцене, дальнейшую жизнь Патрика мы рассматриваем через эту призму.  Он приходит домой, обедает с родными, слушает их споры. А перед глазами у него продолжает стоять все та же картина. И в один миг он бросает всё, надевает униформу господина Зоммера и тоже отправляется в путь. Зритель так и не получает ответа на вопрос, что заставляло Зоммера постоянно двигаться вперед. Но зато он получает точное объяснение действий Патрика: только увидев боль и страдание и пройдя через них самому, можно по-настоящему повзрослеть. Этот спектакль поражает своей камерностью, умением актёров поддерживать контакт с залом и в необычной форме задавать, кажущимися, на первый взгляд, банальными, вопросы.