На спектакль «Однажды», привезенный театром DEREVO, имеющим российско-немецкую прописку, я шла с опаской. Современные спектакли часто и на театр совсем не похожи: актёр уходит на второй план, а его место занимают декорации, технологии, музыка. Вопреки первоначальным ожиданиям, актёр оказался на первом месте. Только на классический спектакль, действительно, не похоже: на сцене показали пантомиму.
Главный герой обворожителен – дворник с красным носом, в больших ботинках и рваном рабочем халате. Романтичный до чертиков. Метёт улицу, а сам глаз не сводит с хорошенькой официантки в импровизированном кафе в углу сцены. А официантка – мечтательница: то моряка ей подавай, то пилота, то некоего человека в чёрном. С ними она и ускользает от нашего героя всякий раз, когда он пытается завоевать её сердце. Красноносый даже Купидона за шкирку на сцену вытащил – стреляй, мол, давай. Но тот промахивается, и нашему герою приходится довольствоваться мечтами.
Спектакль напоминает обрывки снов и фантазий, смешанных с реальностью, только сложно понять, где настоящая жизнь Красноносого, а где его мечты. То он спасает официантку от злого демона, то пытается скрыться от копов, то, вроде бы, добивается её внимания, но снова всё исчезает, ускользает, растворяется. Маленький человек вместе с любовью обрёл жажду приключений.
В зал то и дело пускали дым, а динамики усиливали звук. Некоторые «сны» заставляли кожу покрываться мурашками: под жуткую музыку на сцене танцевали сам герой, официантка, непонятно откуда взявшийся двухголовый арлекин на ходулях, демоны и много других странных персонажей, а бедный Купидон в одной набедренной повязке жался в углу от страха. Напоминало это бал сатаны, и я удивлялась тому, что на афише было указано всего лишь «8+»: будь я восьмилетним ребенком, я бы перестала спать после всех этих сцен. Закончилось действо тем, что вертлявая официанта уходит с человеком в чёрном, а Красноносый остаётся лежать на сцене с разбитым сердцем.
К сказанному необходимо добавить, что в спектакле, поставленном Антоном Адасинским с воронежскими студентами всего за пять дней, режиссёр добился неплохих результатов, а с учётом сжатых сроков производства постановки, результат и вовсе стоит признать феноменальным: несмотря на обрывочность некоторых сцен, спектакль смотрится гармонично, а актёры выкладываются по-настоящему. Особенно впечатлил Андрей Меркулов в роли Красноносого – было ощущение, словно он работал над этой ролью не пять дней, а всю жизнь. Кстати, со следующего года Антон Адасинский набирает абитуриентов на свой курс в Воронежской академии искусств, а, значит, театральная публика получит возможность в полной мере оценить развитие творческих идей режиссёра. Судя по первой ласточке, этот опыт будет весьма любопытным и, как минимум, неоднозначным.
Фото Елена Яровая