Adaptatsia_Hirosimy_1_voronezh_nunadozhe.ru

Я не собирался больше писать материалов в этом году, но карты легли по-другому. Наткнувшись на сайте rutracker.org на раздачу нового альбомы группы Адаптация, я просто не смог пройти мимо. Привлекло название: «Передвижные Хиросимы» – что-то в этом есть. Будь это чем-то вроде «Песен любви и протеста» или «No pasaran» – прошёл бы мимо, ибо всё это по одной линии, всё это мы уже проходили. Я выпал из обоймы поклонников этой группы, как только песни на альбомах перестали врезаться в память, рассыпаться мурашками по телу и разливаться теплом или холодом внутри меня. Давно уже перестал ждать что-либо новое, кроме улучшения качества звука и аранжировок. И даже при подобном равнодушии, оказалось, что пропустил всего один альбом – «Пластилин», представляющий из себя запись неизданных песен Адаптации. И вот «Передвижные Хиросимы»…

Ермен так высказывается о них: «Сейчас уже трудно подробно восстановить историю Передвижных Хиросим. Да меня и не интересует, когда написана та или иная песня и другие подобные вопросы… Гораздо важнее то, какие ощущения вызывает музыка. Впервые Передвижных Хиросимы я услышал в 2000 году. В Москве запоздалой раскруткой группы занимался мой давний приятель Костя Мишин, лидер группы «Ожог»… Истории из жизни томских рок-н-ролльщиков начала 90-х, положенные на запоминающиеся гитарные риффы, создавали поразительный эффект присутствия, и уже было не важно, где сделана запись – в томском клубе «Маяк» или в нью-йоркском «СBGB».

Adaptatsia_Hirosimy_3_voronezh_nunadozhe.ru

Оказалось, что это целиком трибьют-альбом томской группе с одноимённым названием, просуществовавшей  шесть лет, не записавшей ни одной пластинки, но успевшей нашуметь в родном городе и докатиться до Москвы в 1994 году. Сразу после чего они, кстати, и распались. Лидер группы и автор песен Вячеслав Шатов погиб в 1997 году, попав под машину. Стиль Передвижных Хиросим замешан в лучших традициях гаража и прото-панка, некоторые песни так и отсылают к первым записям The Stooges и MC5. Даже складывается ощущение, что у Томска и Детройта есть что-то общее. От банды осталось несколько лайвовых записей, в целом же, это осколки Атлантиды, затонувшей в море забвения или информационном океане – называйте как хотите. И всё-таки, справедливости ради, отмечу, что некоторые песни ПХ исполняет Банда четырёх.

Ермен Анти в последние годы также активно включает их песни в свою концертную программу, а теперь записал целый альбом каверов. Как показывает практика, записи подобных монолитов увенчиваются большим успехом, чем сборные трибьют-солянки (например, какие-нибудь «КИНОпробы»). За примерами далеко ходить не надо: у Летова замечательно получилась Инструкция по выживанию, а у Михаила Горшенёва – Бригадный подряд. Полезна такая практика и в просветительском плане: кто бы сейчас знал группу Vaselines, если бы Курт Кобейн в своё время не сделал пару каверов их песен на пластинке «Unplugged in New York» (1994)?

В общем, за благое дело взялся Ермен. Да и Адаптация внакладе не осталась – свежая кровь пошла на пользу. Альбом записан в Германии на «Blackstone Sound Studios». Записан даже чересчур гладко, можно было бы и покорявей – всё-таки гараж. В результате, получившееся стало походить скорее на New York Dolls, нежели на The Stooges. Но учитывая, что качество большинства записанных концертов Хиросим настолько не выдерживает критики, в связи с чем сильный сам по себе исходный материал теряет в весе и убедительности, то подвиг Адаптации соизмерим с походом Орфея в Аид за Эвридикой, только у казахских ребят всё закончилось намного удачней. Конечно, об альбоме будут спорить, будут ругать, быть может, хвалить, выдвигать доводы pro et contra, что неизбежно. Но я предлагаю отложить анализ и рефлексию в сторону и просто послушать музыку.

Adaptatsia_Hirosimy_2_voronezh_nunadozhe.ru

Вольно или невольно, но подбор песен и порядок, в котором они выстроены, чётко отражает историю ПХ. «Были индейцы в городе», например, своего рода реквием, ей и заканчивается альбом. Практически все песни – хиты, радует и тематическое разнообразие, которого в последнее время не хватает Адаптации: есть любовь и смерть, есть антибуржуазный пафос и отчаяние маргинала, горькая ирония героя Чеченской войны, вернувшегося домой. Практически каждая песня либо зарисовка, либо законченный рассказ. Интерпретация и адекватная передача песен, по-моему, удалась Ермену по максимуму. Может мне и проще рассуждать, потому что поклонником «Хиросим» я не успел стать, но, справедливости ради, ознакомился с их записями. Чего и всем советую. А с чего начать, с трибьют-альбома или с оригинальных записей – решать вам. Удивительное рядом.

Позволю себе замолчать, поскольку рецензии на альбомы по гамбургскому счёту вещь бесполезная: лучше один раз услышать, чем… Раньше журналисты писали их ради халявных пластинок, а теперь есть торренты (лишь бы не закрыли, сволочи). С новым годом! Счастья, благополучия и глобальности!!