В этом году программа четвёртого Платоновского фестиваля помимо традиционного содержания, включающего театральные спектакли, концерты академической музыки и художественные выставки, существенно разнообразится за счёт программы «Музыка мира», в рамках которой в России впервые выступят Mostar Sevdah Reunion из Боснии и португальская певица Криштина Бранку. Но, несомненно, главными хэдлайнерами будут Рокия Траоре из Мали, поющая песни сразу на трёх языках, и Хуун-Хуур-Ту, сделавшие тувинское горловое пение широко узнаваемым брендом в мире современной этно-музыки.

Mostar Sevdah Reunion (Босния и Герцеговина)

7 июня – Воронежский концертный зал, 8 июня – открытая сцена на Советской площади

Mostar_Sevdah_Reunion_voronezh_nunadozhe.ru

Mostar Sevdah Reunion исполняет «севдалинки» (старинные боснийские народные романсы) в блюзовых аранжировках. Севдах – традиционный стиль боснийской музыки, возникший более трёхсот лет назад. Название восходит к арабскому слову, означающему любовь, томление, экстаз. Самые лучшие поэты этого стиля родом из боснийского города Мостара. В 2013 году норвежским режиссёром Амиром Грабусом был снят фильм «Tales From a Forgotten City» («Сказки забытого города») – о стиле «севдалинки», о городе Мостаре и о прославившем его коллективе Mostar Sevdah Reunion. Зрители смогут увидеть этот фильм на концерте группы в Воронеже.

Mostar Sevdah Reunion свойственна мультикультурность, в его составе музыканты разных национальностей и вероисповеданий. Этот регион Балкан испытал турецкое, венгерское, цыганское и славянское влияние, что, безусловно, отражается на музыкальном стиле группы, уже более пятнадцати лет гастролирующей в Европе и Америке и заслужившей мировое признание среди самых требовательных поклонников балканской музыки. Стиль исполнения Mostar Sevdah Reunion по его меланхоличности близок к блюзу, а по виртуозности музыкантов и по тому вниманию, которое они уделяют импровизации – к джазу. Ансамбль – участник многих блюзовых и джазовых международных фестивалей. Группа является визитной карточкой музыки всего балканского региона, но ещё ни разу не выступала в России.

Ансамбль Алима Гасымова (Азербайджан)

7 июня – Театр оперы и балета

Alim-Gasimov_voronezh_nunadozhe.ru_.jpg

Алим Гасымов со своим ансамблем представят искусство мугама – вокальные произведения на стихи древних и современных персидских поэтов. Мугам воспринимается азербайджанцами как одна из главных культурных ценностей, составляющих основу национального самосознания народа. Этот музыкальный жанр был внесен ЮНЕСКО в список нематериального наследия человечества. Искусство мугама уникально тем, что, будучи профессиональным, оно на протяжении веков передавалось от исполнителя к исполнителю в устной форме. Ханенде (исполнитель мугамов), как правило, обладает не только прекрасным голосом, но и большим знанием в области мугамного искусства, которое было накоплено многими поколениями народных музыкантов Азербайджана. От мастерства каждого ханенде, его индивидуальной фантазии и умения импровизировать зависит красота мугамной мелодии и мугамного исполнения.

Алим Хамза оглы Гасымов – ханенде, народный артист Азербайджана и лауреат международной музыкальной премии ЮНЕСКО. Благодаря Алиму Гасымову, в наши дни мугам получил широкую известность по всему миру. В 2012 году Алим Гасымов своим выступлением открыл финальный конкурс Евровидения в Баку. Певец и его дочь Фергана, выступающие вместе в составе Ансамбля Алима Гасымова, являются почетными гостями престижных международных фестивалей мировой музыки, гастролируют на самых известных площадках мира, включая концерты в Barbican и Carnegie Hall. В интервью Guardian Бьорк заявила, что является поклонницей творчества Алима Гасымова: «Среди моих любимых певцов и певиц Бейонсе, Чака Хан, Энтони Хегарти, но мой самый любимый исполнитель Алим Гасымов».

Марлен Дорсена (Гаити)

7 июня – открытая сцена на Советской площади, 8 июня – парк Алые паруса

Marlène Dorcena_voronezh_nunadozhe.ru

Родившаяся на юге Гаити Марлен Дорсена в детстве пела госпел и спиричуэлс в церкви и французский шансон в школе. Любимый дедушка Жан был мастером по изготовлению национальных ударных инструментов и одновременно помощником жреца Вуду. Именно благодаря нему музыка навсегда вошла в её жизнь. Много гастролируя по миру, Марлен Дорсена не теряет связи со своей родиной и активно поддерживает народ Гаити. Она не только исполняет креольские песни, но и участвует в театральных постановках и в общественной жизни. Певица создала организацию Haïti Chérie , чтобы пропагандировать музыку Гаити за рубежом. Её первым общественным проектом была установка водокачки в деревне, где жителям приходилось проходить несколько миль в поиске питьевой воды.

Её первый сольный альбом «Mesy» (Contre-Jour) был издан в 2002 году и несколько месяцев находился в десятке World Music Charts Europe в Бельгии, а также в Норвегии, Швейцарии и некоторых других странах. Марлен Дорсена с успехом выступала на фестивалях этно-музыки в России. Так, например, она была хэдлайнером фестиваля KAMWA (Пермь) в 2013 году, а познакомил российского зрителя с Марлен Дмитрий Дибров в своей программе Антология Live в 2005 году.

Лакшминараяна Субраманиам и трио Лойко (Индия, Россия)

9 июня – Концертный зал филармонии

L._Subramaniam_voronezh_nunadozhe.ru

Лакшминараяма Субраманиам – выдающийся индийский скрипач, представляющий богатейшее музыкальное наследие Индии в современной интерпретации. Это один из самых титулованных музыкантов Индии, который заслужил признание критики как «Паганини индийской классической музыки» и как «икона индийской скрипки» (по мнению газеты «Times of India»). За выдающийся вклад в искусство он был удостоен престижных наград: Padma Shri в 1988 году, Padma Bhushan в 2001 году, Global Indian Music Academy в 2010 и 2012 годах и многих других. В позапрошлом году за уникальные достижения в музыке имя Субраманиама внесли в Limca Book of Records — индийский аналог Книги рекордов Гиннеса.

Идея его музыкальности проста и чиста – всемирная гармония. Индонезийский хор, струнно-щипковый японский инструмент кото, испанская гитара, ансамбль классической индийской музыки и традиционные европейские оркестровые инструменты – вот звуковая палитра, к которой Субраманиам обычно добавляет голос своей скрипки. Он выпустил несколько альбомов – сольно и в сотрудничестве с такими музыкантами, как Иегуди Менухин, Стефан Граппелли, Руджеро Риччи, Жан Пьер Рампаль, Херби Хэнкок, Жан-Люк Понти, Стэнли Кларк. Также он был автором музыки к балетным постановкам и к саундтрекам голливудских фильмов. В Воронеже Субраманиам со своими музыкантами исполнит классические индийские раги в традиции Карнатаки.

loyko_voronezh_nunadozhe.ru

Музыканты Лойко принадлежат к знаменитому клану цыганских музыкантов, чьи традиции насчитывают трёхсотлетнюю историю, когда по России кочевал цыганский скрипач-виртуоз Лойко Зобар, в честь которого и была названа группа. Уже более 13 лет она «кочует» по миру, выступая в лучших концертных залах. За годы состав группы неоднократно менялся, что отражалось и на стиле исполнения. Сегодня музыку Лойко можно назвать цыганской альтернативой – это смесь многих национальных традиций, классики, джаза и рока, обработок известных цыганских песен, блюзов, романсов.

Великие музыканты Иегуди Менухин и Гидон Кремер приглашали Лойко в свои концертные программы и фестивали – такие, как «Лучшие скрипачи мира», где цыганские виртуозы играли вместе со Стефаном Граппелли, Рави Шанкаром, Эзмой Раджаповой и другими. Знаменитый австрийский режиссёр Андре Хеллер неоднократно приглашал Лойко в грандиозное шоу «Мagneten», которое группа открывала более двухсот раз.

С творчеством Лойко индийский скрипач Лакшминараяна Субраманиам познакомился в 1995 году. Концерт в Воронеже будет уже не первым их совместным выступлением – например, в 2011 году музыканты давали совместный концерт в Индии. На концерте в рамках Платоновского фестиваля будут исполнены классические раги Raga Mohanam, Raga Bhupali, Pallavi, музыка Лойко и совместные импровизации.

Рокия Траоре (Мали)

10 июня – Концертный зал Event-Hall

rokia_traore_voronezh_nunadozhe.ru

Рокия Траоре − невероятно востребованная исполнительница мировой этнической музыки из Африки. Только в 2013 году у неё уже было более 60 концертов в Риме, Париже, Осло, Любляне, Лондоне и других европейских городах, прошли туры по США, Австралии, Канаде. Рокия является одновременно и автором и исполнителем своих песен. Её связь с культурой своей страны очень сильна – её творчество базируется на песенной традиции народа Бамбара, более половины своих песен Рокия исполняет на баманском языке – второй государственный язык Мали. Немало в её репертуаре песен на французском и английском языках.

Её карьера ознаменовалась призом Радио Франс «Африканское открытие» в 1997 году. Рокия — лауреат премии «Victoires de la Musique» («Музыкальные победы») — французская ежегодная музыкальная премия, учрежденная Министерством культуры Франции. Она стала победительницей в категории «Лучший фольклорный альбом года» в 2009 году. Рокия записывалась с американским Kronos Quartet. В 2003 году её альбом получил престижную награду в категории мировой музыки BBC Radio 3 World Music Award. В Россию Рокия Траоре со своим музыкальным коллективом приезжает специально на Платоновский фестиваль искусств, на пару дней прерывая своё европейское турне.

Криштина Бранку (Португалия)

12 июня – Парк Рамонского замка

cristina_branco_voronezh_nunadozhe.ru

Криштина Бранку − одна из лучших современных исполнительниц фаду, «душа и голос Португалии». Фаду (порт. fado от лат. fatum – судьба) − особый стиль традиционной португальской музыки, эмоциональной доминантой которого является сложное сочетание чувств одиночества, ностальгии, грусти и любовного томления, называемое по-португальски «саудади» (порт. saudade). По жанру представляет собой разновидность сольной лирической песни (мужской или женской) под аккомпанемент португальской гитары.

Особенность исполнения фаду Криштины Бранку − в привнесении в традиционные формы элементов других музыкальных стилей, в том числе таких революционных в данном случае, как джаз и блюз, а также босановы. Интерпретируя фаду по-своему, Бранку выводит уникальный португальский музыкальный жанр за национальные рамки и фактически вносит важнейший вклад в его всемирную популяризацию. С 1998 года и до сегодняшнего дня Криштина Бранку выпустила 11 альбомов, а в рамках Платоновского фестиваля искусств состоится первое выступление певицы в России.

Хуун-Хуур-Ту (Россия)

12 июня – Концертный зал филармонии

huun_huur_tu_voronezh_nunadozhe.ru

В День России состоится выступление самой известной этнической музыкальной группы  бывшего СССР Хуун-Хуур-Ту. Проект прочно входит в элиту World Music. С 1993 года коллектив выступил практически на всех крупнейших фестивалях World Music, джаза и рок-музыки, дал около тысячи концертов на всех континентах, совершил более двадцати концертных туров по США и Канаде. Большим энтузиастом в продвижении музыки Хуун-Хуур-Ту был Фрэнк Заппа, в его домашней студии тувинские музыканты записались со многими классиками этно-музыки. Также у группы существует совместный проект с элитой современного камерного авангарда американским Kronos Quartet. В 1994 году Kronos Quartet и Хуун-Хуур-Ту дали совместный концерт в переполненном четырёхтысячном Мемориальном Зале Стэнфордского Университета.

Их музыка – уникальная, магическая, вобравшая в себя все наследие тувинского фольклора и традиции горлового пения. Хуун-Хуур-Ту использует такие инструменты, как игиль (тувинский «дедушка» виолончели), хомус («губная арфа»), дошпулуур (родственник банджо) и тунгур (шаманский бубен — прототип современных ударных).

«Наша музыка – это как сибирская чистая вода, – говорит руководитель Хуун-Хуур-Ту Саян Баппа. – Мы хотим, чтобы наши слушатели насладились этой чистой водой, а не кока-колой. Мы пьем эту воду и хотим поделиться ей с другими».