На днях, в рамках «Большого Фестиваля Мультфильмов» мне довелось посмотреть прекрасную программу – подборку выпускных работ студентов Академии «Бецалель». Подборка вышла весьма цельной, и дело тут не только в принадлежности творцов к одной школе. Сюжеты и стилистика мульт-зарисовок также взаимопроникают и переплетаются. Тут, например, в достатке гимнов: гимн бесстрашию и радушию «Однажды поздней ночью» или стильный гимн целеустремлённости «Вперёд».
Завораживающая алогичная антропометрия и романтическая анти-гравитация мультфильма «В ясном уме» перетекает в броскую схематичность «Напоследок». Если первый – это гимн фантазии, то второй – абстрактное «Последнее танго в Париже»: то же одиночество большой квартиры, только для кошки. Мотив одиночества в мегаполисе продолжает чёрно-белый «Отель настоящей любви» – скитания Башмачкина, обзаведшегося некоторым количеством денег и пристрастившегося к вину.
Остросоциальная сатира представлена двумя абсолютно противоположными по настроению работами: антиутопия «Jeruzine» повествует о межгендерных войнах, а стилизованный под староамериканскую мультипликацию «Миротворец Мак» – хлёсткая пощёчина горе-миротворцам. Пугающие в своей детализированности, «звериные» братья-близнецы – «Вой» и «Человек и чудовище» – повествуют не только о том, сколь много первобытного в человеке. В этих гротексных зарисовках зашифрованы модели отношений обычных людей, и трактовок здесь может быть огромное количество.
Что ж, если говорить в общем, то название себя оправдало – мы действительно наблюдали творения самодостаточных и находчивых насмешников и эстетов, обладающих тонким вкусом и хранящих свою индивидуальность. Несмотря на всю перекличку мотивов и тем, каждая короткометражка подкупает, конечно, особым и неповторимым миром, который предлагают нам авторы. Всё это говорит о том, что у израильской анимации большое и колоритное будущее, а у «Большого Фестиваля Мультфильмов» – прекрасное настоящее.
Текст Эрнесто Заткнитесь