Двадцать пятого февраля в Доме актёра прошла премьера пластического спектакля «Тихий дом» творческого центра «Театр Неформат».
Художественный руководитель – Антон Тимофеев. Он же режиссёр. Он же Тим Энтони, указанный в буклете рядом с названием спектакля. Он же актёр, играющий в «Тихом Доме» Тима Риза.
Отправляясь на спектакль, я была уверена, что первый блин будет комом. Пластические спектакли часто неоправданно затянуты и скучны. Я ошибалась.
Герои спектакля – пациенты психиатрической больницы. Это совершенно разные люди, каждый со своей историей и характером. Эмми Роузвуд, которую сыграла Маша Ембулаева, страдает чем-то вроде маниакально-депрессивного психоза. Мэри Оррин (Жанна Бражникова) стало жертвой собственной матери, которая продавала её, словно проститутку. Луи Одди (Коля Вергунов) – солдат, прошедший войну; его преследуют призраки убитых боевых товарищей. Тим Риз – тут совсем странная история: он не помнит своего имени, своей личности, словно его никогда и не существовало.
Герои на протяжении всего спектакля молчат. Их голос можно услышать лишь из репродуктора, когда звучат архивные записи разговоров с врачом. Чувства и эмоции своих персонажей актёры выражают с помощью тела – танцем. Часто они зажимают рот ладонями, как себе, так и друг другу: вроде бы и хочется кричать, а нельзя. Поэтому – только танец.
По отдельности они выглядят так, словно им совершенно нельзя помочь, но когда собираются вместе, то преображаются – и музыка звучит веселее, и танец позитивнее, и ведут они себя иначе: пытаются как-то поддержать друг друга. Так, Мэри Оррин после всего, что с ней произошло, хочет думать, что она беременна, и носит подушку под платьем. Но это ненадолго даёт ей успокоение. После очередного сеанса у врача, где ей в сотый раз сказали, что никакого ребёнка она не ждёт, Мэри сворачивается в клубочек на кровати и плачет. А соседи по палате дарят ей куклу, что возвращает её к жизни. Луи Одди друзья преподнесли пустой горшок – мол, там обязательно вырастет цветок: вот она, жизнь! К концу спектакля цветок и, правда, произрастает. А между Мэри и Тимом возникают нежные чувства. Таким образом, герои в прямом смысле спасают друг друга.
Мораль проста – не лекарства и терапии лечат от психических болезней, а любовь и человечность. Герои находятся в условиях, в которых трудно сочувствовать, любить и быть добрым. На фоне окружающей жестокости человеческое тепло ощущается особенно остро.
Антон Тимофеев признался, что глубокой философии он в спектакль не закладывал.
– Мы играли просто истории, я и актёрам изначально это говорил, Действовали, отталкиваясь от чувств. Просто такая история, и всё. Когда в нашей жизни происходит что-то важное, мы начинаем искать для себя философские уроки. Мне хотелось поставить на сцене такую часть жизни, из которой каждый мог бы вынести что-то своё. Надеюсь, получилось.
«Театр Неформат» режиссёр окрестил как «творчество для народа и народ для творчества». Это площадка, на которой можно всё. В пределах разумного, конечно. Любой человек, вне зависимости от профессии и рода деятельности, может прийти в театр со своей нестандартной идеей, и если она подойдет театру по формату, ему помогут её воплотить. Сложившегося репертуара у театра не будет – один спектакль должен играться максимум три-четыре раза, после чего работа будет вестись уже над другими проектами.
– Думаю, свежесть в этом плане важна, – отмечает Тимофеев.
На «Тихий дом» с начала замысла до премьеры ушёл год. Свою окончательную форму спектакль принял три месяца назад.
– Мне всегда хотелось поставить пластический спектакль, – признаётся Антон. – Никогда не хватало танцев, движения… Может быть, я пресытился классическим театром. Мне давно хочется убрать слова и выражать всё музыкой и движениями. А, может быть, и отсутствием музыки…
Следующий спектакль можно будет увидеть восемнадцатого марта. Билеты уже в продаже!
Фото Ирина Туркулец