В последнее время искусство становится всё более синтетическим, границы между жанрами стираются. При этом особую популярность набирает документальный и, казалось бы, полярный ему пластический театр. А можно ли создать хореографическую постановку со словами Блеза Паскаля и при этом привнести в неё элементы вербатима? Можно сделать свет главным участником действа? То, что порой представляется нам как фантазия или грезофарс, смогли воплотить в жизнь режиссёр Вячеслав Игнатов и хореограф Денис Бородицкий в теневом перформансе «Части тела», показанном в рамках фестиваля Molodost.
Итак, на сцене два танцора, два актёра-кукольника и… свет. В прелюдии появляются четыре героя. Они отчаянно бегут куда-то с чемоданами: у кого-то большой багаж, у кого-то совсем маленький. Всё это выглядит довольно комично, пока не начинает звучать текст о том, что есть главное в жизни. Выясняется, что для кого-то – это работа, для кого-то – любовь, кто-то хочет всё время идти вперёд и развиваться, а кто-то и вовсе ещё не определился. Здесь зрителей ждёт первый сюрприз, танцоры прекрасно продолжают танцевать под текст, находя в нём свой ритмический рисунок. Хореограф Денис Бородицкий уверен, что танцевать можно подо что угодно – всё обладает своим ритмом и мелодией, нужно лишь уметь их слышать.
Довольно неожиданно из чемоданов героев начинают появляться их воспоминания. Интересно, что всё это подлинные истории, когда-то оказавшие влияние на становление личности артистов. Перед режиссёром встаёт задача – показать эту документалистику новыми средствами. Опускается белый экран, и за ним начинается настоящее теневое шоу. Призраки прошлого как будто заполняют собой пространство. Танцующие фигуры то увеличиваются, то уменьшаются, то видоизменяются настолько, что больше походят на каких-то чудовищ. В центре этих событий маленькая девочками, глазами которой публика и видит происходящее. Как постановщикам удалось добиться таких интересных эффектов, они предпочитают хранить в тайне, отшучиваясь: мол, подсветили фон несколькими лампочками.
Современный танец, театр теней, элементы вербатима… Эту, мягко говоря, нестандартную смесь Игнатов и Бородицкий тонко приправляют элементами немого кино, главным образом в сцене драки героев (один из которых и драться-то не любил), решенную в юмористической манере. Зрители, призадумавшиеся было над главным и потихоньку начавшие что-то вспоминать, получают разрядку. Но это лишь затишье перед настоящей бурей, потоком философии Паскаля, облечённой в почти балетную хореографию.
Красной нитью на протяжении спектакля проходит идея соответствия части и целого. Часть всегда хочет отделиться, но может ли она существовать одна, без целого? И в то же время, заботясь о себе, часть заботится о целом. Этому единству части и целого Блез Паскаль посвятил главу в своём труде «Мысли». Ученый ставит в пример организм человека, для благоденствия которого необходимо, чтобы все органы работали исправно. Если же вдруг какая-то часть тела пожелает отделиться, то она тут же погибнет.
«Части тела» – постановка, в которой люди и тени существуют на равных. Временами кажется, что отрывки перформанса соединить невозможно, спектакль как будто распадается, а герои пускаются в разных направлениях вдогонку за прошлым. Здесь можно и недоумевать, почему нет логических связок, почему что-то было сделано так, а не иначе? Сплошные «почему» заканчиваются, когда авторы постановки задают главные вопросы. Что такое вечность? Каково отношение части и целого?
В спектакле применено множество технических фишек, однако в погоне за этими нововведениями, постановщикам удалось создать такой сюжет, получить ключ к которому можно, только досмотрев спектакль до конца. Бесспорно, следить за таким действом непросто, и зрителю после часового шоу нужно ещё несколько часов интеллектуальной работы, чтобы попытаться прочувствовать все его моменты. В то же время, бесспорно, что «Части тела» заслуживают внимания, как пример нестандартного ведения сюжетной линии и синтеза различных жанров искусства.
Текст Юлия Горшкова
Фото Олег Воронцов