фильм-спектакль Франкенштейн [нунадоже.ру]

Ещё летом моё внимание привлекли появившиеся в городе афиши фильма-спектакля «Франкенштейн», который в Воронеже проходил в кинотеатре «Спартак». Мне было любопытно, что это вообще такое, но попасть туда летом так и не удалось. Узнав, что показ состоится ещё раз 16 и 17 октября, я решила не упускать возможность.

Итак, «Франкенштейн» — спектакль, поставленный британским режиссёром Дэнни Бойлом, на счету которого такие знаменитые фильмы, как «На игле» и «Пляж». После просмотра «Франкенштейна» меня не удивило, что именно Дэнни Бойл был художественным руководителем Олимпиады-2012 в Лондоне. Открытие Олимпиады из-за её роскошного оформления смотрела даже моя мама, совершенно равнодушная к спорту. Постановка «Франкенштейна» выполнена с размахом. Шикарная сцена Королевского национального театра Лондона поражает воображение. Вот это антураж! Вот это зрелище! Вот это театр! Спектакль имел огромный успех, был записан на пленку, и теперь трансляции ведутся по всему миру.

Действие начинается с появления на свет Создания — по всем признакам это человек, мужчина, но он уродлив и обезображен шрамами и язвами. В первые минуты существования он знакомится со своим телом. Он как ребёнок, который учится ползать и ходить, а потом начинает повторять всё за окружающими. Затем мы становимся свидетелями его изгнания и скитаний. Люди бьют его и гонят от себя, однако пока он наивен. Он умеет радоваться закату, пению птиц и дождю — самым прекрасным вещам на свете. Ему даже удаётся найти друга — слепого старика, который научил его говорить, читать, думать. Старик обещает, что его сын с женой — добрые люди и примут Создание, но этого не происходит. Он ожесточается, начинает мстить, и главная его цель — найти своего создателя, Виктора Франкенштейна.

фильм-спектакль Франкенштейн [нунадоже.ру]

В спектакле рассказана не только история отдельного существа, непохожего на остальных и потому отвергнутого, но также показано, кто мы такие, люди. «Человек — единственное существо на свете, которое умеет лгать», — к такому выводу приходит созданное Франкенштейном чудовище. Спектакль транслируется по два дня. Дело в том, что актёры, играющие Создание и Франкенштейна, меняются местами: в другой день представления в роли Виктора Франкенштейна можно увидеть актёра, до этого играющего чудовищное  творение гения. Думаю, такое превращение неслучайно. Ведь в каждом из нас живут Создание, по природе своей чистое, наивное, обладающее сердцем, готовым любить, и Франкенштейн, исполненный гордыни, эгоизма и желания перевернуть естественный ход вещей.

Спектакль очень зрелищный и сильный. Вспоминается одно высказывание о литературе, о книгах, которое можно распространить на любые виды искусства: «Люди не читают, а если читают, то не понимают, а если понимают, то забывают». Так вот, такие произведения как «Франкенштейн» создаются для того, чтобы понимали и не забывали.