Отец авангардного фри-джаза, доехавший в своё время до столицы чуть ли не ломоносовскими методами, Сергей Летов — нечастый гость в Черноземье. Постоянный резидент крошечных московских клубов типа «Проект ОГИ», Летов как будто чурается выступать перед огромными массами, дабы не опуститься до уровня легенд рок-н-ролла, чьи песни поют все кому не лень, будучи в состоянии сильнейшего алкогольного опьянения. Да и понять Летова не так просто — всё -таки его виртуозные дудки — это не три аккорда на расстроенной гитаре, поэтому «дойти» может не до каждого. Обидно лишь то, что Сергей более известен и удостоен большего почитания на Западе, нежели на своей Родине — что ж, уровень культуры отечественного слушателя ещё далек от идеала, а воспитание вкусов идет черепашьим ходом. Поэтому каждый концерт монстров андеграунда в нашем городе — это ещё один шаг к ликбезу в среде наших земляков-меломанов. В конце января Сергей Летов выступил в «НСО».
Я прекрасно помню предыдущий визит Летова в столицу Черноземья — тогда он в компании неутомимого электроэкспериментатора Алексея Борисова озвучивал в зале Дома актёра чёрно-белую ленту. Теперь Сергей приехал соло, захватив с собой для подзвучки кучу электронных девайсов и фонограмм для того, чтобы всё звучало по высшему классу. Сергей Фёдорович по обыкновению почтителен, вежливо рассказывает аудитории о своей программе, инструментах, о концертах памяти своего коллеги и соратника Ивана Соколовского и о многом другом. Всё это происходит в перерывах между треками, которые звучат восторженно-авангардно и вычурно-загадочно. «Фанера», которая является универсальной подкладкой под игру Летова на различного вида духовых, являет собой по большей части музыку из 80-х; однако встречаются и более модерновые экземпляры.
В середине концерта зрители начинают пританцовывать — вот уж не думал, что под такую музыку можно плясать! Сергей воет на своих дудках под грохочущий бас и неистовые барабаны, создавая поразительный эффект — какофония какофонией, но звучит всё первоклассно! В этом, по видимому, и кроется секрет авангарда — дисгармония, не режущая слух, а если кому-то и становится не по себе от подобной музыки, то это только усиливает эффект присутствия в зале выдающегося музыканта. Летов играет то отрывисто, с лёгкостью перескакивая с одной ноты на другую, то нарочито протяжно, будто передавая через звук трубы человеческие боль и страдания. Концерт производит впечатление единого шоу — всё сыграно без перерыва (мини-паузы для общения с публикой не в счёт), и по-хорошему целостно — Сергей приготовил специальную программу. Яркость звука и необыкновенная музыка способны произвести впечатление на неподготовленные уши, а для уже привыкших к подобным выкрутасам зрителей концерт мог стать крепким презентом — ведь Легендарный музыкант не часто радует нас концертами.
И напоследок — информация для тех, кому скучно было все это читать: сейчас я вас немножко взбодрю. Кто-то из великих сказал,что Гению всё можно. Можно быть поганым человеком, можно быть бездарным во всех областях, кроме своей единственной — короче, его творчество — оправдание всей его жизни. Я не буду сейчас поднимать вопрос о том, является ли Сергей Фёдорович гением — наверняка на Западе, а может и у нас, имеется множество авангардистов, выдающих мелодии и покруче. Просто про них мало кто знает, а уж Летов заслужил то, чтобы быть известным в своих узких андеграунд-кругах. Скажу только то, что неподготовленный слушатель явно скучал на концерте — приведите пятилетнего ребёнка слушать фуги Баха — он задрыхнет через пять минут после начала. Ни в коем случае не желая задеть талант Сергея Федоровича хочу лишь сказать, что немного разнообразия и толику позитивной оживлённости его концертам явно не достаёт. А может быть, я до сих пор — пятилетний ребёнок?
отзывов (3)
Александр пишет:
05 Фев 2013
В свое время расфрендил меня просто за то, что я написал что-то позитивное о Pussy Riot) Заодно очень так по-колхозному нахамил, назвал меня «белоленточником», а себя — человеком русской православной культуры. Очень авангардный, да.
Сурок пишет:
06 Фев 2013
Может я и пятилетний ребёнок, но концерт был неприлично однообразен, если не сказать — уныл. Наверное, я много хочу от человека, которого все подобострастно называют Гением, но то, что было на концерте, каждый день звучит в любом торговом центре, а вот авангардности не было и следа. Так, ещё один концертик для тупой провинции — там всё схавают.
Alexander Utrachennyy пишет:
07 Фев 2013
Предыдущие комментаторы 5-тилетние дети.
Отличный концерт, acid jazz высшей пробы.
Во время выступления вспоминался Toshinori Kondo.